Мультипликаторы рассказали, как Пушкин ел клубнику и ходил в баню

В музее-заповеднике «Михайловское» провели первый Фестиваль анимации и литературы

В Пушкиногорье, где в Святогорском монастыре покоится Александр Пушкин, и тех местах, где он отбывал ссылку, а ныне располагается музей-заповедник «Михайловское», впервые прошел Фестиваль анимации и литературы «Пушкин и…». Мультипликаторы представили поэта таким, каким он мог бы быть, а возможно, и был, показали экранизации не только его произведений, но и Шекспира, Толстого, Пастернака, Мандельштама, вплоть до дневников хиппи Юры Диверсанта.

В музее-заповеднике «Михайловское» провели первый Фестиваль анимации и литературы
Алексей Демин возглавлял жюри.

Возглавлявший жюри режиссер анимационного кино Алексей Демин главной ценностью такой встречи считает возможность посмотреть друг другу в глаза и убедиться в том, что все его коллеги делают общее дело. Посмотрев сорок конкурсных фильмов, жюри присудило Гран-при «Хозяйке Медной горы» Дмитрия Геллера по сказам Петра Бажова. Вместе с художником Анной Карповой он создал причудливый горнозаводский мир Урала, а его герои так мало напоминают тех, что мы видели в советском фильме «Каменный цветок» Александра Птушко. За лучшую режиссуру отметили Василия Чиркова, снявшего «Белый-белый день» под впечатлением стихотворения Арсения Тарковского, где дом, сад и даже проржавевший таз овеяны тайной, а детская фантазия способна унести в неведомые миры. Прелесть анимации в ее умении уловить нечто потаенное, зыбкое, необъяснимое.

Кадр из фильма «Хозяйка Медной горы». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.

Приз за адаптацию литературного произведения получила Наталья Мирзоян за «Жирафа» по стихотворению Николая Гумилева, где «далеко, на озере Чад, изысканный бродит жираф». Лучшее художественное решение — у трагичнейшего «Ой, чие ж то жито» Анны Швейгольц по народной балладе двухсотлетней давности и живописи художников-примитивистов. Девушки превращаются там в деревья, а казаки идут на войну, а когда мир вернется, все в нем будет не так, как прежде. За создание образа героя отмечена Серафима Труевцева, снявшая «Мы будем вместе» по дневникам отца-хиппи Юры Диверсанта, погибшего при загадочных обстоятельствах. Читая его рукописные дневники, общаясь с его друзьями, режиссер за 3 мин 58 секунд экранного времени попыталась воспроизвести его мир средствами документальной анимации. Жюри привлекло то, что Серафима не только смотрит вперед, как это и положено молодым, но ее притягивает и прошлое. «Слепые» Анастасии Верейкиной по одноименной пьесе Мориса Метерлинка отмечены дипломом жюри как лучший студенческий фильм.

Кадр из фильма «Мы будем вместе». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.

На фестиваль помимо мультипликаторов приехали писатели, которые буквально пошли в народ, встречались с самой разной аудиторией. У Анны Игнатовой второклассница спросила о том, где погладить Жар-птицу, чтобы та ей принесла счастье. Самые многочисленные вопросы начинались со слова «сколько»: сколько вам лет, сколько зарабатывает писатель? Они и сами знали, как на многое ответить. Ученица третьего класса сказала: «Если бы меня спросили, ответила бы: 350». Анна Игнатова очаровала детей еще и тем, что лепит из пластилина ветку сакуры, землянику, человека дождя и кухонные гарнитуры, покрывает их лаком, упаковывает в коробочки и показывает детям. Режиссер Мария Муат и художник Мария Курчевская приехали с обувными коробками, где обитает черноволосый Мизгирь с комплектом разнообразных челюстей, Снегурочка, нежный Лель, заговоривший с экрана, как это ни странно, голосом брутального Сергея Пускепалиса — и все это в «Снегурочке». На вопросы писателя Анны Хрусталевой: «Кто придумал народные сказки» и «Народ это кто?» — третьеклассники ответили: «Царь». В подарок от писателей они хотели бы получить не только книги, а в первую очередь мотоцикл.

Художник-мультипликатор и режиссер Софья Кравцова привезла в Пушгоры выставку «Путешествие в Лукоморье», сопровождавшую ретроспективный фильм «Лукоморье. Няня» Сергея Серегина, где Пушкин скачет по Михайловскому и обучает грамоте Арину Родионовну. Здесь, в Михайловском, она провела рядом с Пушкиным его ссылку. В этих местах он ее и видел в последний раз, незадолго до смерти. В сериале, давшем название фестивалю, Пушкин тоже не памятник, а человек, с которым можно поговорить, прокатиться в санях. Создавали сериал «Пушкин и ...» режиссер и продюсер Игорь Гаврюшкин и художник Игорь Шаймарданов и рассказали о том, как Александр Сергеевич жил сельской жизнью в Михайловском, парился в бане, писал стихи и ел клубнику. Не зря одна из новелл называется «Пушкин и аппетит».

Поэт и драматург Вадим Жук считает, что Пушкин — очень анимационный автор, у него всегда есть действие, глагол, а это рождает картинку. А суть творчества кинематографиста и писателя можно определить таким понятием, как «тайная свобода». Свобода — первое условие творчества. «Я заплакал в Михайловском, увидев пейзаж, который когда-то видел Пушкин», — признался Вадим Жук и прочитал свои стихи о нашем главном поэте: «Я вообще не понимаю, кто б мы были без него».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28916 от 22 ноября 2022

Заголовок в газете: Аппетит Пушкина и двухминутный жираф

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру