Экспозиция начинается с большого зала, в центре которого «протекает» река Каменка, на берегах которой некогда вырос Суздаль. Собственно, поводом для проекта стало тысячелетие города, которое будет отмечаться в 2024 году. Впрочем, строго говоря, 1000 лет отсчитывается не с момента основания Суздаля, а первого упоминания о нем в Повести временных лет. Город, сегодня ставший живым музеем под открытым небом (а такого количества памятников, уникальных церквей и объектов деревянного зодчества, больше нет нигде), древнее. Инсталляцию из настоящей земли и блестящих черных камней, которыми выложено русло реки, окружают несколько больших экранов с ликами главных героев истории Руси (здесь и Андрей Боголюбский, и Андрей Рублев, и Александр Невский), историей земли и музея-заповедника, хранящего ее артефакты, и зарисовки достопримечательностей, выполненные углем и мелом на Владимиро-Суздальской земле главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. Здесь, в спокойной обстановке, сидя на мягких кушетках, можно погрузиться в тысячелетнюю историю и подготовиться к знакомству с реальными свидетелями истории Руси.
На входе в основную экспозицию нас встречает один из самых ценных и древних экспонатов – трехметровые «златые врата» Богородице-Рождественского собора Суздаля. Они были созданы примерно в 1230-е годы. Перед нами западные врата из золоченой меди, украшенные 28 клеймами с евангельскими сюжетами с помощью «золотой наводки». Техника эта была известна и в Западной Европе, но там ее обычно использовали для декорирования церковной утвари. На Руси же ее применяли для украшения врат.
Секрет в том, что изображение наносилось поверх сложного по составу лака. На этой основе стилом процарапывался рисунок, затем медные листы нагревались до 600-700 градусов, после чего в них втиралась амальгама из золота, растворенная в ртути. Благодаря такой технологии сюжеты получались исключительной точности и сохранились на века. За всю историю бытования их реставрировали лишь однажды, когда в XVIII веке переносили их с деревянной основы на железную.
Рядом со «златыми вратами» выставлен огромный пятиглавый «Царь-фонарь» XVII века, который выносили во время церковных праздников, и он словно плыл перед процессией. Весит фонарь порядка 160 килограммов: требовалось 12 человек, чтобы нести его перед крестным ходом. Внутри горели свечи, и в полутьме церковного действа казалось, будто это храм, светящийся изнутри и летящий над землей. Русские зодчие умели удивлять.
Историю экспонатов можно узнать непосредственно у хранителей и реставраторов – видео с их рассказами встроены в стены, и, чтобы не нарушать обстановку, их предлагается слушать в наушниках. Так можно узнать подробности об иконах (среди них есть и образ Богоматери, предположительно выполненный Андреем Рублевым), богослужебных книгах, резных деревянных скульптурах, археологических находках, многие из которых сделаны недавно и представлены впервые.
Один из залов наполнен молитвенными песнопениями. Перед зрителями подсвеченные таинственные записи: в конце XI – начале XII веков их назвали «клюквами». Это старейшие певческие книги, где ноты и слова зафиксированы «знаменами» – специальными знаками для обозначения мелодии и распевных слогов. Песнопения звучат в пространстве в исполнении современного хора.
А в центральной, белоснежной части выставки (остальные экспонаты представлены в залах с серыми или темно-синими стенами) зритель встречается с артефактами из белого камня. Русь белокаменная начиналась там – на Владимиро-Суздальской Руси, где крепости и храмы строили по уникальной технологии – из известняка, или белого камня, которым были богаты местные земли. Из податливого материала было удобно создавать и резной декор, которым украшались строения.
В этом самом большом зале выставки можно найти крест XII века, испещренный молитвами, или надгробную плиту княгини Агриппины Ольгердовны – супруги великого князя Бориса Константиновича, во время правления которого разворачивались сложные исторические события, участниками коих были Сергей Радонежский и Дмитрий Донской.
В центре зала – храм-символ, который по сей день потрясает свое красотой. Перед нами уменьшенная копия храма Покрова на Нерли, созданная молодым художником Иваном Репкиным (род. 1993) из белого пластика и металла. Инсталляция «Хрупкое / Вечное» подчеркивает значение белокаменной архитектуры, которая, несмотря на свою монументальность, уязвима перед природой и человеком. Церковь Покрова на Нерли – редкий памятник, сохранившийся с тех незапамятных времен. И то – не полностью. Прежде он был больше и величественней. Раскопки показали, что храм с трех сторон опоясывали белокаменные галереи, а в юго-западном углу было тайное утолщение в стене с лестницей, ведущей на хоры. По ней Андрей Боголюбский поднимался на балкон – появлялся как бы ниоткуда, подчеркивая тем самым свой особенный статус.
Словом, немало тайн хранит Владимиро-Суздальская земля, которую можно попытаться охватить взглядом в финальном зале выставки, где всю стену занимает съемка окрестностей с высоты птичьего полета.