Как писатель Роман Михайлов снимает независимое и самое бедное кино

Исчерпав себя в математике, познав аскезу, он стал режиссером

Роман Михайлов — выпускник мехмата МГУ, математик, драматург, писатель, лауреат премии Андрея Белого (за роман «Дождись лета и посмотри, что будет»), автор книг «Изнанка крысы» и «Равинагар», театральный режиссер, а с недавних пор и кинорежиссер. Он снимает «самое бедное кино», зато в «банде».

Исчерпав себя в математике, познав аскезу, он стал режиссером
Роман Михайлов.

То, чем Роман занимался в науке - гомологическая и гомотопическая алгебра, теории групповых колец и категорий — для его коллег по театру и кино темный лес. В 2022 году он объявил об окончании своей научной деятельности.  «Пять лет прошло, как я толком не занимаюсь математикой. Все, что надо было, сделал. Дальше мое существование в научном сообществе превратилось бы в акционерство, руководство баблом, захват власти, а меня  борьба за ресурсы и власть не интересует вообще, - так теперь  Михайлов объясняет для многих свой непонятный выбор». 

Театром он увлечен лет тридцать. Его «Сказка про последнего ангела», поставленная Андреем Могучим в Театре Наций, отмечена  «Золотой маской» в 2021 году. В  РАМТе  идет спектакль «Сны моего отца» по его рассказам о 90-х в постановке Егора Перегудова.  Роман и сам поставил  в  БДТ свой текст «Ничего этого не будет». «Я прежде всего театральный режиссер,Театром начал заниматься в 90-х. Девять театров по всей стране поставили  мои тексты», - говорит он о своей театральной деятельности.  

А в 2022 году вышел его кинодебют «Сказка для старых», созданный в тандеме с актером Федором Лавровым («Телец» и «Отец и сын» Сокурова, «Краткий курс счастливой жизни Гай Германики, «Вертинский» Смирновой, «Оттепель» Валерия Тодоровского). По словам режиссеров, они снимают самое бедное кино. Никаких навыков у Михайлова не было, всему учился на съемочной площадке. Вся его команда работала бесплатно. «Мы одна банда», - говорят Михайлов и Лавров. Она большая, в ней самые разные люди, увлеченные идеей, и в этом их сила. 

Фото предоставлено съемочной группой Романа Михайлова. Из личного архива

«Сказка для старых» получила гран-при на Международном фестивале дебютов «Дух огня» год назад.  Роман Михайлов стал не только сценаристом и режиссером, но сыграл в своей картине одну из главных ролей, и сделал это хорошо. «К кино я раньше относился немного пренебрежительно, но вот мы сделали уже три полных метра, и мне нравится то, что у нас получается. Это очень своеобразный язык», - говорит Роман. После выхода «Сказки для старых» его постоянно спрашивали  о криминальном прошлом. Многим казалось это естественным: раз  преступный мир показан на экране убедительно и ярко, значит есть определенный опыт.  Но тогда вопрошавшие не знали, что по настоящему личным фильмом станет его вторая картина «Снег, сестра и росомаха», сделанный уже самостоятельно. Она основана на личном опыте Романа Михайлова,  рассказывает о том, что же такое секта. 

О своем религиозном опыте Роман говорит искренне и честно: «Я родился в православии. У меня детство и юность странные. В  12 лет начал путешествовать по общинам. Сектанты – люди истинного поиска. Они не останавливаются на достигнутом, каждый день читают Библию, ищут свои смыслы.  Где я только не был с 12 до  24 лет. Это был чистый и искренний поиск.  В 24 года я жил в Индии, где со мной случилось нечто  чудесное.  Не так просто с таким бэкграундом было войти в русскую православную веру. Я молился детскими молитвами,  где бы  не жил, а потом  вернулся в Россию. Меня удивляет, как можно преследовать за веру, заводить уголовные дела за то, что человек по-своему понимает Библию и Евангелие. Никому вреда это не приносит, но людей  записывают в экстремистские организации.  Могу только молиться за них и за государство, чтобы оно образумилось».  

Действие в фильме «Снег, сестра и росомаха»  происходит в небольшом городе. Герой Федора Лаврова  - сотрудник правоохранительных органов. Его Николай борется с незаконным распространением наркотиков. В один прекрасный для него день он случайно набирает чужой телефонный номер, слышит в трубке незнакомый женский голос, который его завораживает. Случайная собеседница Елена (ее сыграла Екатерина Старателева, судя по всему, не актриса, получившая благословение на роль у своего духовника) -   проповедница новой церкви.  Герои начинают общаться, говорят о сокровенном, не представляя, кто есть кто. Николая по службе переводят в отдел борьбы с экстремизмом, где ему предстоит заниматься местной сектой, той самой, где проповедует Елена. Но он об этом не знает. Николаю  в сущности все равно - бороться с наркотиками или сектами. При этом он сам употребляет наркотики. А с религией у него отношения диковинные. «В нем есть капля веры, - считает Федор Лавров, -  но он близок по своему существованию к животному. Язычник какой-то, по моему представлению, человек земли,  заблудшая овца. Но он получает возможность что-то изменить в своей судьбе». 

 

Фото предоставлено съемочной группой Романа Михайлова. Из личного архива

Тут у режисера тоже многое из собственного опыта почерпнуто. «Менты не понимают, что это за сектанты такие, - говорит Роман Михайлов. - Меня сегодня в метро зачем-то остановили. А у меня уже был такой опыт в 90-е, когда подошли два мента, завели во дворик, обобрали, забрали все мои деньги. Я им сказал: «А на метро?». Один из них протянул мне десятку. Это был жест доброй воли. Спустя 25 лет я снял фильм про мента визионера, который путешествует по слоям памяти, мыслит себя росомахой. Он приходит на рассвете. Его боятся сектанты. Это фильм не про плохого мента. Обстоятельства таковы, что он немного не в теме жизни.      Люди живут в каких-то слоях и думают, что жизнь и есть эти слои. А мир гораздо шире и глубже устроен. Ты живешь и думаешь, что в чем-то хорошо ориентируешься, в каком-то аспекте культуры, например, в артхаусном кино - типа я познал. А чуть–чуть сдвигаются пласты, и становится понятно, что ничего ты не познал. Мы должны принять ментов как братьев и сестер. Они такие же как мы,  просто в определенных обстоятельствах. Им тяжело. Это сумеречная мелодрама. Сумерки тотальные. Везде темно. Никакого выхода нет.  Чем глубже ты живешь, тем хуже становится. Николаю все равно умрет он или нет. Полная обреченность».  

В общем мент попался с секретом, какой-то чувствительный милиционер, как у Киры Муратовой. К Елене тоже надо подобрать ключ. Ее преследует образ погибшей сестры. Она  способна видеть умерших. «У меня был такой друг, который видел разные слои, - говорит Роман. -   Это можно считать даром или проклятьем. Многие церкви видят  в этом оккультное начало, которое  из человека надо выбить. Но каким способом, толком никто не знает. В Елене борются два начала. Ее отец - проповедник, пострадавший за веру, а мать - ведьма». Много тут странного, не вполне убедительного, нарочито придуманного. Все, что мы видим, - сгусток кошмара».   

У капитана и майора полиции, а это она и он, - весьма интересные отношения. Похоже они были любовниками, но чувства давно угасли. Женщину-мента сыграла прекрасная актриса из Петербурга Юлия Марченко. В кино она теперь нарасхват. Хочется только спросить режиссеров: «А где вы, господа, были раньше?» Сколько  упущено бесценного  времени. Юлия  ведь была на виду, играла Аню у Някрошюса в «Вишневом саде», работала в Александринке  у Валерия Фокина, а теперь в БДТ. Судя по рассказам актрисы, работать с Романом – все равно что находиться  на вулкане, но раз попробовав, неважно какую роль, будешь к нему возвращаться. «За два-три дня роль меняется, - говорит Юлия. - Ты создаешь свои миры, а оказывается, что все гораздо круче. Он заманивает. Долго нам пришлось побродить по дорогам, чтобы встретиться.  Дня за четыре до съемок Рома решил, что напарника мента будет играть женщина. Когда он мне об этом сказал, я испугалась. Нужно же проработать персонажа, приобрести  профнавыки. Я ужасно мучилась. В работе с Ромой все происходит на открытой эмоции».   

Фото предоставлено съемочной группой Романа Михайлова. Из личного архива

У Елены тоже есть спутник (выразительная работа актера Кирилла Полухина) – на вид урка уркой. У него криминальное прошлое, но он заботливый, сильный, надежный. С ним лучше, чем с мятущимся ментом. 

  Роман Михайлов заканчивает работку над своей третьей картиной  «Отпуск в октябре», снимал ее в Петрозаводске, хотя изначально планировал поехать в Индию. Но обстоятельства изменились  за последний год. В итоге все вышло даже круче, как считает Роман. Недавно он приступил к съемкам  своего четвертого фильма, где Федор Лавров опять  сыграет мента. Дальше будет сериал. Производительность бешеная и никакого ресурса.  Роман Михайлов считает, что для кино совсем не нужна куча денег и  влиятельный продюсер. Можно обойтись без них.   

«В течение 20 лет у меня была практика, очень похожая на религиозную, – аскеза, сосредоточение, - говорит Роман Михайлов. - Я разрабатывал свои методы медитации. У меня были конкретные цели. В 2018 году все они были реализованы даже не в той мере, которую я ожидал, а выше. Реализовались не только мои мечты,  но то, о чем я и  не мечтал. Не хочу паразитировать на своем прошлом, буду делать что-то новое каждый день. Может быть, в текстах на непонятных языках, в кино, радиопередачах, спектаклях, даже для трех зрителей. Я буду создавать альтернативные вселенные, где будут другие законы, взаимоотношения, чувства.  Мы делаем новую субкультуру. Возможно ли в России независимое кино? Или существуют только продюсеры, бабки, интриги и надо полы лизать? Мой сценарий чудесен, посмотрите, снимите. Ни фига! Нужда банда. У нас много людей, большие силы. Будем делать новое кино».  

 Слушать  Романа можно бесконечно. Он как сказки сказывает. Иногда они  впечатляют больше, чем то, что  видишь на экране. Хотя  «Сказка для старых» оказалась очень ярким и талантливым кинодебютом. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28970 от 13 февраля 2023

Заголовок в газете: Математик снимает «бедное кино»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру