Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Как трансформируется самый массовый жанр искусства

В Розовом зале Российский государственной библиотеки открылась выставка плакатов, созданных художниками за последние десять лет. Сюжеты и стиль исполнения многое говорят о духе времени и трансформации одного из самых популярных видов искусств. Пандемия, космос, театр, книжная иллюстрация – вот темы, что оказались в фокусе авторов, чьи работы теперь будет сохранены навсегда в фонде главной библиотеки страны. «МК» вгляделся в плакаты недавнего прошлого.

Как трансформируется самый массовый жанр искусства

Советская эпоха началась с культурной революции, и, пожалуй, самым важным признаком социалистической модернизации стал переход от образного визуального языка к знаковому, что наиболее ярко проявилось в искусстве плаката. Доступный, лаконичный, насыщенный цветом жанр запустил цепную реакцию — самобытная советская графика вдохновляет дизайнеров по сей день. Последствия той революции сейчас мы видим на улицах города, пестрящих разнообразными афишами разного содержания и назначения.

Большая и лучшая часть наследия плакатного искусства прошлого хранится в РГБ. По словам руководителя отдела изоизделий Любови Родионовой, сейчас в фондах находится более 400 тысяч плакатов. Среди них, например, работы Дмитрия Моора, который возглавлял первое в СССР профессиональное объединение художников этого направления – Общество работников революционного плаката (ОРРП). Спустя два года после своего создания общество вошло в состав Московского союза художников. 

Современные художники, которые входят в профобъединение, сегодня продолжают пополнять фонды РГБ – на выставке представлено несколько десятков работ. Большинство из них созданы не на заказ, а по велению сердца. Впрочем, есть несколько плакатов, сделанных по конкретному поводу – к премьере спектакля и как афиша выставки.

– Плакат – это лаконичная форма, в которой доступно выражается какая-то глубокая мысль, а наша задача передать потомкам образцы этого искусства, которые создаются сегодня и отражают наше время, – сказал на открытие президент библиотеки Виктор Федоров. – Позволю себе лирическое отступление. В юности я жил в маленьком привокзальном городке в Псковской области. Только женился. Однажды прихожу в больницу, а там плакат, где схематично изображены мужчина и женщина в форме треугольников. Между ними мерцают молнии, а внизу подпись: «Каждая ссора – удар по нервам». Мне так это понравилось, что каждый раз, когда назревала ссора с женой, я вспоминал этот плакат и старался снизить накал эмоций. 

Эта личная история хорошо иллюстрирует плакатный принцип, где яркий графичный рисунок обычно сочетается с «ударным» посланием зрителю. В этом смысле современные плакаты уступают советским. Вот, например, космический раздел. «Бип-бип-бип…» – читаем мы над изображением спутника, летящем на фоне космоса, который нарисован в стиле картины Ротко. Работа Михаила Ермолова ближе к живописи, нежели к лаконичному плакатному языку. Василий Чекашов изобразил космическую ракету с росписью в духе хохломы и подписал – «Кузькина мать», напомнив тем самым об известном высказывании Никиты Хрущева. Высказывание образное, но не очевидное, зрителю предлагается домысливать самому. 

Ковидная тема тоже картинна. На плакате Леонида Павлова видим живописную смерть, написанную широкими мазками, в красной короне-молекуле. Наталья Евладова иллюстрирует фразу «Оставайся дома» в стиле комикса, где мужчины бегут от страшного зубастого монстра в короне. Другая ее работа на ту же тему сделана в стиле компьютерной игры Pac-Man и подписана: «The game isn’t over». 

Праздничные плакаты к Новому году, 8 Марта и 1 Мая тоже не ранят острым словом, но полны любопытных художественных решений. Есть игровые: 8 Марта представлено в виде игральной карты – восьмерки червей. Или почти лубочные – как на плакате Елены Вагановой, которая рисует веселое семейное застолье с Дедом Морозом во главе. 

Книжные и театральные плакаты глубже и выразительней, и они тоже далеки от авангардных советских плакатов, вроде тех, что делал Маяковский в 1920-х или создавались в «Окнах РОСТА». Вот, например, иллюстрация Василия Черкашова к рассказу Федора Достоевского «Кроткая». На розовом фоне женская фигура в строгом платье держит в руках собственную голову. На одеяние наложен тонкий узор, который можно разглядеть лишь вблизи, – в виде схематично прорисованных голов очень разных людей. Красивая и тонкая работа. Вот еще одна выразительная вещь – с надписью «Книга». Она сделана как будто на потемневших досках. В нижней части плаката две условные безликие головы, словно вырезанные из дерева. На самом деле все это – компьютерная графика. 

А вот афиша к конкретной выставке, посвященной 100-летию Станислава Лема: черно-белый портрет писателя-фантаста, из головы которого вырастают образные башни.

Одна из самых оригинальных работ в экспозиции сделана художником Николаем Вяткиным для детского спектакля-променада «Конфетенбург», который когда-то шел в ныне несуществующем ГЦСИ (Государственном центре современного искусства). Перед нами мегаполис в причудливой синеве, который превращается в сказочный, сновидческий город. Одна из башен увенчана прелестной лошадкой-качалкой. Работы, сделанные на заказ, по эстетике не выделяются от авторских, созданных для себя.

Налицо тенденция: плакаты последних лет ушли от острых высказываний и лаконично-условной знаковой системы и стали более декоративными, игровыми, эклектичными, картинными.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру