Сценаристу «Белого солнца пустыни» Ибрагимбекову установили памятник в Баку

Автор монумента – Айдын Зейналов

Спустя год после смерти выдающегося человека, драматурга, режиссера, писателя и продюсера Рустама Ибрагимбекова на его родине в Баку установили надгробный памятник. На нем слова о том, что жизнь — это поражение.   

Автор монумента – Айдын Зейналов
Фото: Фатима Ибрагимбекова

Автор сценариев, написанных для таких известных фильмов, как «Белое солнце пустыни» (совместно с Валентином Ежовым) Владимира Мотыля, «Храни меня, мой талисман» Романа Балаяна, «Восток-Запад» французского режиссера Режиса Варнье, «Урга. Территория любви», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, «Кочевник» Сергея Бодрова-старшего, большую часть жизни прожил в Москве, а родился в Азербайджане.  В Баку похоронены его родители, брат и писатель Максуд Ибрагимбеков, поэтому после церемонии прощания в Москве его тело отправили на родину.  

В Баку Ибрагимбеков окончил Институт нефти и химии, проработал нескольких лет в Академии наук Азербайджанской ССР. А в Москву приехал поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссеров – и остался на многие годы. Он работал на крупных международных проектах с участием кинематографистов разных континентов и культур, многое сделал для того, чтобы не распалась связь времен, и кинематографисты рухнувшего СССР не потеряли друг друга. На это была направлена его деятельность в Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, на московском Форуме национальных кинематографий, в международной киношколе для молодых режиссеров и  сценаристов из стран СНГ и Балтии. Ради всеобщего единения он учредил международную премию «Восток-Запад. Золотая арка». 

Автор памятника, установленного в Первой аллее почетного захоронения, – академик Российской академии художеств и Флорентийской академии искусств, скульптор Айдын Зейналов, работал в тесном контакте с дочерью Рустама – актрисой и сценаристом  Фатимой Ибрагимбековой. Им хотелось создать что-то необычное, креативное. Памятник получился на редкость удачным, чего не скажешь про многие другие, установленные коллегам Ибрагимбекова в Москве. Он изготовлен из бронзы. Это лицо Рустама без рамок, как говорит скульптор. Важно было показать, что Ибрагимбеков формировал пространство вокруг себя. Так и получилось. Лицо на просвет. Смотришь сквозь него, сквозь оправу очков, – и видишь краски мира, зелень деревьев, благо в Баку солнечно и тепло. Лицо подпирают руки. Тут же – лист бумаги со словами Рустама  на азербайджанском языке, которые повторяются на русском на могильной плите: «Пусть любая жизнь – это поражение, так как она заканчивается смертью, но умение принимать жизнь и радоваться – это большой талант...». Эту фразу в разных вариациях Рустам Ибрагимбеков неоднократно повторял в интервью и в воспоминаниях «Успешное  поражение», где он размышляет, как поступить, чтобы  поражение оказалось не таким фатальным. Странно было слышать фразу о том, что  жизнь – это поражение, от такого витального человека, каким был Ибрагимбеков, но он мудро объяснял ее смысл и убеждал в своей правоте. 

По словам Фатимы Ибрагимбековой, идея памятника заключается в том, что мы смотрим на мир сквозь призму философии и мысли писателя, художника, творческой личности. Сын Рустама, режиссер и  и сценарист Фуад Ибрагимбеков считает,  что лицо с просветом надо воспринимать как символ человека и окружающей его Вселенной.

Рустам Ибрагимбеков был могучим и независимым и других призывал жить согласно собственными представлениями о добре и зле. Он считал, что дорогу определяет Всевышний, но тротуар выбираем мы. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28987 от 13 марта 2023

Заголовок в газете: Взгляд на мир сквозь лицо

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру