Из-за забастовки американских сценаристов остановили съемку сериала «Очень странные дела»

Проекты заморожены

Забастовка американских сценаристов, как и ожидалось, быстро превратилась из локальной голливудской проблемы в сюжет с глобальными последствиями. Велика вероятность, что ожидание новых сезонов всемирно известных сериалов в лучшем случае затянется. А среди «пострадавших» уже есть большие хиты.

Проекты заморожены

На днях стало известно, что работа на пятым сезоном сериала «Очень странные дела» фактически прекращена. Братья Даффер, основные сценаристы шоу, поддержали забастовку, и съемки в данный момент невозможны.

«Очень странные дела» снимаются по не совсем стандартной схеме. Обычно съемки начинаются при уже готовом сценарии, но братья Даффер часто дорабатывают сюжет уже в процессе. В своем аккаунте сценаристы написали, что остаются на связи с командой сериала, но до завершения забастовки съемки невозможны.

На студии Marvel началась работа по перезагрузке кинофраншизы «Блейд», но и здесь продюсерам пришлось заморозить процесс, и пока разговоры о сроках начала съемок даже не ведутся. Также замерла активность на съемочных площадках новых сезонов сериалов «Хитрости», «Шершни», «Кобра Кай», «Большой рот» и «Начальная школа Эбботт».

Продюсерам церемонии MTV Movie Awards пришлось отказаться от звездной ведущей, потому что актриса Дрю Бэрримор, которая прежде дала согласие на участии в мероприятии, отказалась выходить на сцену, выразив таким образом свою солидарность с бастующими сценаристами.

Телеведущие Джимми Фэллон, Стивен Колберт, Джимми Киммел, Сет Мейерс и Джон Оливер, наверное, могут причислить себя к пострадавшим от забастовки после того, как работа над их программами была приостановлена. Тем не менее, все они поддерживают сценаристов, причем не только словами. Телезвезды оплатили аренду фургона и предлагают участникам забастовки бесплатный фастфуд.

Для сценаристов забастовка - уже неплохо отработанный прием. Нынешний протест подобного рода - шестой по счету.

Самая долгая забастовка прошла в 1988 году и длилась 153 дня. Чем длиннее протест, тем он ощутимее для кино и сериальной индустрии. Все, что происходит на данном этапе, можно назвать лишь незначительной корректировкой работы, связанной с переносом съемок с весну на осень. И если большие студии хотели минимизировать свои расходы, то забастовка сценаристов им даже на пользу.

Но если протест продержится больше четырех месяцев, то студиям придется пересмотреть график премьер. Таким образом проекты, которые планировалось выпустить до конца этого года, будут представлены только в 2024 году, премьерная сетка следующего года соответственно тоже изменится, а это означает прямые убытки.

Забастовку сценаристов сложно назвать налетевшим, словно из ниоткуда, ураганом. Подобный ход событий многие предсказывали на фоне того, что недовольство авторов сценариев в последнее время постоянно росло.

В цивилизованной кино и сериальной индустрии есть термин «отложенный доход». Речь о дополнительных выплатах актерам, режиссерам и сценаристам в зависимости от мировой прибыли фильма или сериала. Однако появление стримингов многое изменило не в пользу авторов. Сейчас даже полнометражные фильмы часто попадают сразу на стриминг, минуя кинотеатры, и таким образом отложенный доход для многих просто исчез.

Другой весьма острой проблемой могло стать стремление многих студий работать со сценаристами как с фрилансерами. То есть приглашать их на определенный проект и расставаться, как только авторы сделают свою работу. Однако то, что процветает, например, в России, вряд ли возможно в стране развитых профсоюзов. Гильдия сценаристов Америки использует все свое влияние, требуя у продюсеров прописанной в контракте гарантии занятости, а также разных, в том числе и отложенных, выплат.

По всем признакам перезаключение контракта (это происходит раз в три года) между Гильдией сценаристов и Альянсом продюсеров, выступающих от лица самых крупных студий, стриминговых платформ и производителей кино, сериалов и телешоу, могло получиться весьма проблемным. Так оно и вышло. Переговорщики не сошлись по довольно важным позициям.

Представители Гильдии требовали специально оснащенной сценарной комнаты на всех этапах работы над проектом, привлечения к работе над телесценариями только опытных авторов (таким образом перекрывалась возможность брать первых попавшихся со стороны) и строгого контроля использования искусственного интеллекта. Все эти требования не устроили представителей продюсеров, и в итоге началась забастовка.

В данной ситуации участники процесса вроде бы четко поделены на авторов, желающих справедливости, и бездушных капиталистов, из которых лишнего цента не выбьешь. На деле те, кого называют бездушными капиталистами, сейчас находятся не в лучшей финансовой форме и просто не могут себе многого позволить.

Далеко не все в индустрии пришли в себя после пандемии. Съемка сериалов для новых больших платформ стала для производителей скорее инвестицией в будущее, чем быстрым заработком. К тому же в большие студии и сами сокращают своих сотрудников, как это происходит например в Walt Disney.

У забастовки сценаристов есть довольно точная финансовая подоплека. По подсчетам Гильдии, контракт в выгодном для нее виде может приносить авторам почти 430 миллионов долларов ежегодно. Если же согласиться на предложение продюсерского альянса, то доход сократится больше чем на 340 миллионов, и это именно те деньги, за которые сценаристы намерены сражаться изо всех сил.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29030 от 17 мая 2023

Заголовок в газете: «Игру престолов» поставили на паузу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру