О психических расстройствах рассказали языком анимации и танца

Завершился кинофестиваль о людях с особенностями развития

В Москве завершился Международный фестиваль Доку-mental о нейроотличных людях с психическими расстройствами и особенностями развития. Он приоткрыл невидимое, рассказав о том, как изо дня в день они живут,  о чем думают, что чувствуют их близкие. 

Завершился кинофестиваль о людях с особенностями развития
Кадр из документального фильма «Станцевать безумие» предоставлен пресс-службой фестиваля

В программу вошли игровые, документальные и анимационные фильмы, в фокусе которых  оказались главным образом женщины. Все они сильные, непредсказуемые, непокорные. Но их внутренний мир очень хрупкий и уязвимый. Иногда достаточно случайного касания в супермаркете, чтобы мгновенно все изменилось, охватило тревожное состояние, как это происходит в фильме «Без рецепта» Хулианы Майте из экзотической страны Пуэрто-Рико.  

После каждого сеанса со зрителями разговаривали специалисты из сферы охраны психического здоровья и кинокритики. Им было, что обсудить. Все картины, снятые в разных странах за последние четыре года, рассказывали о том, что такое паническая атака, каковы ее проявления, почему некоторые психические состояния приводят к суициду и невозможна коммуникация. У каждого фильма своя богатая фестивальная судьба, множество наград. И участвовали они не в каких-то специализированных киносмотрах узкой профессиональной тематики, а в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля, Международном кинофестивале «Трайбека». 

Кадр из игрового фильма «Без рецепта» предоставлен пресс-службой фестиваля

Великолепной оказалась анимационная программа. Языком мультипликации можно рассказать гораздо ярче и эмоциональнее о вещах, которые сложно объяснить. Действие 18-минутной французской картины «Легкое безумие на всю жизнь» Марин Лаклотт, получившей высшую кинематографическую награду своей страны «Сезар», происходит в психиатрической клинике. Это особый мир, замкнутый и непредсказуемый, из которого нельзя уйти, где лечение не даст ощутимых результатов, не принесет выздоровления. Оно может только сделать жизнь пациентов чуть лучше. Они здесь навсегда, тут их дом, и это многое определяет. Типажи, характеры обитателей клиники, их фобии и навязчивые состояния показаны нежно и трогательно. Все эти несчастные люди живут обособленно в условиях повышенной человеческой плотности. В фильме использованы реальные разговоры, услышанные в подобном заведении. Мама Марин Лаклотт работала в такой клинике, и это произвело сильное впечатление на ее маленькую дочь. По ее воспоминаниям, пациентов выпускали погулять, и их можно было увидеть на улицах маленького французского городка.

Получасовая анимационная картина «Разумный разум» дебютантки Флор Адамс создана в копродукции Нидерландов и Бельгии и рассказывает о знакомстве замкнутого молодого человека Криса, страдающего расстройством аутистического спектра, с рыжеволосой девушкой, увлеченной изучением хамелеонов. Целыми днями парень сидит в своей комнате, как ребенок, мастерит мини-эскадрилью. Брат пытается вывести его из изоляции, познакомить с девушками в баре. Но Крис не знает, как с ними общаться. Некто, сидящий в его голове, на вид вполне симпатичное существо, напоминающее червячка, постоянно подсказывает, как правильно себя вести. Например, ни в коем случае нельзя рассказывать девушке о своих самолетах, иначе она уйдет. Крис с трудом себя сдерживает. Оба – и он, и его «червячок» – не  знают, что такое флирт. Никакие справочники не дают понимания того, что же это такое. А надо быстро реагировать. В итоге все пойдет не по сценарию, поскольку девушка окажется восприимчивой, способной выслушать рассказы Криса про самолетики. А уж когда она увидит его эскадрилью, то и вовсе придет в восторг. Очень смешная и нежная картина получилась, дающая представление о том, как устроен мир  нейроотличного человека. Удивительно, что сняла ее дебютантка. 

Кадр из анимационного фильма «Разумный разум» предоставлен пресс-службой фестиваля

В испанском документальном фильме «Станцевать безумие» режиссеры Марта Эспар и Майол Вирджили рассказали о необычном начинании трех молодых танцовщиц, решившихся на эксперимент с тремя женщинами с психическими  расстройствами. Девушки попытались перевести на язык танца их ощущения,  панические атаки и депрессию. Жест и пластика бывают выразительнее слов. Все вместе героини отправились  в Сан-Себастьян, чтобы в этом прекрасном городе познать тревоги и освободиться от них. В процессе эксперимента тело начинает говорить, оно готово станцевать безумие. 

В исландской картине «Увидеть невидимое» Кристьян Кристянссон и Бьярни Людвиксдоттир рассказали о целых семействах с признаками аутизма. Мать одного из них, ее брат, сыновья и внучки имеют подобный диагноз. А многие не догадываются о том, что являются аутистами, но важно сделать первый шаг, пойти к врачу, поскольку многие в роду живут с этой проблемой, а потом понять, что делать, если предположение подтвердится.  Героинями фильма стали 17 исландских женщин. Авторам было важно показать на их примере, как можно насыщенно жить, зная о диагнозе, как побороть уныние и одиночество. Все это эффектно и высокохудожественно снято. Сильное впечатление производят фигуры женщин на фоне бескрайнего зимнего  пейзажа, вселенской бесконечности окраинной земли. 

Шведский режиссер Дженифер Мальмквист начала снимать свой документальный фильм «Дочки» спустя год после добровольного ухода из жизни матери трех несовершеннолетних девочек. Молодая женщина, страдавшая от биполярным  расстройством, не справилась с депрессией и сделала страшный выбор. Пройдет еще десять лет, и Дженифер вернется к своим выросшим героиням, чтобы продолжить разговор о том, как трагические события  радикально изменили их жизнь. 

В игровой картине «Без рецепта» молодая и красивая пуэрториканка Оливия безуспешно сражается с обсессивно-компульсивным расстройством. После небольшой передышки, длившейся год, к ней возвращается знакомый голос, который диктует условия, и она становится зависимой от него. Пока мать и родственники девушки наслаждаются семейной вечеринкой, она мечется по городу в поисках таблеток, которые смогут хотя бы на время погасить обострение. У Оливии нет страховки, а это значит, нельзя рассчитывать на лекарство по рецепту. Нет у нее и денег на их приобретение. Она едва выпросит у матери 50 долларов, хотя ей хорошо известно о проблемах дочери. Купить таблетки помогает подруга, с которой Оливия познакомилась в психиатрической клинике. Самое удивительное, что бойфренд девушки, работающий в аптеке, тоже окажется уязвим. После аварии он  испытывает сложное психическое состояние. Таких людей вокруг нас гораздо больше, чем можно предположить. Мы просто не задумываемся об этом. Марьете Велес, сыгравшая главную роль и ставшая  соавтором сценария, сама имеет тот же диагноз, что и ее героиня. Показ фильма сопровождался дискуссией на тему «Как общество относится к нейроотличным людям». А относится оно равнодушно и жестоко. Диагноз сам по себе звучит как приговор, становится клеймом для таких людей. Поразительно, что такой  разговор вообще состоялся, а в фестивале приняли участие фильмы даже тех стран, которые исключили Россию из сферы своих интересов. Все-таки гуманизм всегда побеждает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру