Шинейд О'Коннор не запугала церковь, но подкосила гибель сына

«Нужно было сделать себя настолько непривлекательной, насколько это возможно»

На прошлой неделе умерла артистка, покорившая мир образом вечного ребенка, лысая девушка с ангельским лицом — ирландская поп-дива Шинейд О’Коннор. «ЗД» скорбит вместе со всем музыкальным миром и разбирается в том, какое творческое наследие оставила после себя 56-летняя исполнительница хита Nothing Compares To You.

«Нужно было сделать себя настолько непривлекательной, насколько это возможно»

Главное ее достоинство, безусловно, — мощный голос, в котором отражались тончайшие нюансы эмоциональных переживаний артистки. Плюс к этому — невероятная красота, запомнившаяся публике по клипу на вышеупомянутый главный хит. Видео состояло в основном из одной только поющей головы прекрасной коротко стриженной девушки. Шинейд спокойно выдерживала съемку крупным планом, что всегда было показателем сильного актерского таланта. Она была способна на откровенность и подпускала к себе камеру настолько близко, что казалось — ее огромные глаза вынимают из тебя душу.

«У меня всегда было ощущение, что очень важно защитить себя, сделать себя настолько непривлекательной, насколько это возможно», — комментировала позднее певица свой неженственный и лаконичный стиль в одежде.

Девушка смогла сохранить свой талант, несмотря на жестокое обращение матери, участие в уличных бандах и ад религиозного исправительного учреждения «приют Магдалины», куда была помещена в юности за кражу продуктов из супермаркета. Именно этот трагический опыт в дальнейшем сподвигнет ее к тому, чтобы во время телевизионного шоу в прямом эфире разорвать фотографию папы римского с обвинениями «святых отцов» церкви в жестокости и насилии. Во время исполнения антивоенной песни Боба Марли War Шинейд достала фото Иоанна Павла II и на слове «дьявол» разорвала фото, добавив: «Сражайтесь с реальным врагом». Вместо музыки и аплодисментов по залу разлилась опасная тишина, в которой раздался единственный крик «браво!». Этот ее шаг будет воспринят общественностью крайне негативно, что едва не сломает ей карьеру в 92-м...

Но не сломает, так как в этот период был в самом разгаре ее творческий роман с Питером Гэбриелом, который она описала в своей книге «Воспоминания» также как «травмирующий опыт», но на публике все было очень красиво... Кстати, злосчастные приюты Магдалины полностью закроют в конце 90-х, когда обнаружат на территории одного из них останки 155 умерщвленных узниц, и о сексуальном насилии в подобного рода заведениях заговорят открыто.  

В начале 80-х, едва покинув исправительное учреждение, Шинейд, не задумываясь, забросила скучные школьные учебники ради карьеры рок-звезды и только позднее получила специальное музыкальное образование. Она была человеком, который не боится смотреть в глаза всему миру и говорит то, что считает нужным сказать, и тогда, когда считает нужным.

Наперекор лондонским продюсерам (с которыми она сошлась после сотрудничества с группой In Tua Nua в начале карьеры) она обрила голову и выпустила максимально роковый альбом с дерзкой обложкой в 1987 г. В первом альбоме The Lion And The Cobra (Лев и Кобра) будущая суперзвезда показала арт-рок, отвечающий ее сложной конфликтной натуре. В музыке, приправленной фольклорными красками, ощущались раскаленная атмосфера и оголенный нерв ирландской борьбы за независимость. Поп-продюсеры попытались было причесать излишне самобытную певицу, но она ощерилась и львом, и коброй одновременно. Публика встретила независимый альбом Шинейд с восторгом, он был настолько новаторским и дерзким, что теперь в нем можно расслышать зачатки всего, что потом бурным цветом расцвело в 90-х, с густым гранжем (например, трек Just Call Me Joe), который только спустя два года «придумает» Курт Кобейн; с отголосками хипповских времен рок-н-ролльных баллад, с зачатками роковых симфоний, которые впоследствии заново «откроет» Radiohead. 

Первый альбом звучал как личное откровение обнаженной души, которая входит в повседневность, вспарывая ее острым ножом реальности, без заигрываний и желания понравиться. Следующий альбом I Do Not Want What I Haven't Got звучит уже более попсово, местами джазово и даже по-женски. В центре этого диска крутится старенький трек Принса Nothing Compares To You. Она уходит от юношеского грува в клавишный арт, и альбом становится номером один сразу в 17 странах... Казалось бы, певица нашла свой стиль, но нет, она продолжает эксперименты и увлекается музыкой ушедших лет. В 92-м она уже выпускает целый альбом ретроджазовых песен Am I not Your Girl?

Тогда-то и случился ее «демарш» против католической церкви, который закончился для нее практически блокировкой в американских СМИ. Но «религиозный» вопрос глубоко волновал певицу, она то и дело появлялась на публике в майках с принтами Иисуса Христа или Девы Марии. А впоследствии и вовсе наколола образ Иисуса прямо посередине груди. Одна из христианских сект даже объявляла Шинейд своим пастором, так что какое-то время артистка ходила в костюме священника с большим крестом на груди и называла себя Бернадеттой. Теологические изыскания певицы закончились тем, что она и вовсе покинула католицизм и приняла ислам, сменила имя на Шухада Садакат, но брить голову при этом не перестала. Все это происходило на фоне тяжелых психических и физиологических заболеваний, таких как биполярное расстройство и онкология. Официально считается, что умерла она именно от рака, но многие поклонники уверены, что Шинейд не перенесла горя после смерти своего 17-летнего сына Шейна, который покончил с собой полтора года назад. У артистки остались еще двое взрослых сыновей и дочь, все дети были рождены ею в разных браках.

Всю жизнь Шинейд носило от одного музыкального стиля к другому, от гранжа к регги, от сказочных классических оркестровок к рождественским гимнам (в ее репертуаре есть сингл 2012 года When a child is born). Последней полноценной пластинкой стал релиз 2014 года I'm Not Bossy, I'm the Boss. Самый американский по звучанию из всего ее наследия, диск слегка акцентирует даже кантри, но сохраняет нежность ее голоса. На обложке артистка как настоящая поп-звезда: очень стройная, в черном латексе и с темным каре, обнимает блестящую черную гитару. Альбом совершенно неноваторский, но припудренный перченым нафталином, припасенным еще с бурной юности артистки. Судя по последним синглам, несмотря на все жизненные трудности и перенесенные страдания, ее голос не утратил силу с годами, но обрел зрелую глубину, с более низкими тонами. Она использовала его, как и прежде, для пронзительных протяжных песен о самом главном.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29083 от 2 августа 2023

Заголовок в газете: Шинейд О’Коннор: трагедия длиною в жизнь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру