Режиссер сериала "Спроси Марту" рассказала о конфликтах на съемках

«Было сложно, иногда даже драматично»

Сериал «Спроси Марту» мог стать очередным проектом про адвокатские будни, однако административные и уголовные процессы в данном случае — лишь фон для личной драмы главной героини. Женщина в борьбе за справедливость — должность сложная, но весьма интересная с точки зрения кино. И на старте нового сезона «Спроси Марту» — один из самых заметных проектов.

«Было сложно, иногда даже драматично»
Ольга Сутулова на съемках. Фото: пресс-служба первого канала

Героиня Ольги Сутуловой делает все, что положено успешной девушке с железным характером. Она гоняет по Москве на крутой тачке, врывается в офисы тех, кто стал источником женских обид, и готова сеять хаос и разрушения, если таким образом можно достичь своей цели. Ольга Сутулова играла разных персонажей, но адвокат без моральных принципов, наносящий урон не только врагам своих клиентов, но и самой себе, иногда выглядит как коронный выход актрисы. Она сделала главную героиню сериала не очень-то обаятельной особой (на телевидении такое случается не часто), но даже в таком виде без особых проблем тянет сюжет сериала.

Рядом с Сутуловой тоже весьма достойные персоны. Кастинг актрис в данном случае особенно важен, потому как адвокат Марта специализируется на женских делах, и в итоге вместе с Ольгой в кадре Светлана Устинова, Полина Кутепова, Ксения Лаврова-Глинка, Яна Сексте, Ирина Гринева, в общем, что-то вроде команды мечты. Руководила процессом режиссер Флюза Фархшатова, и все это придает проекту шарм образцового феминистского киноманифеста. По крайней мере так может показаться со стороны. В беседе с «МК» Флюза Фархшатова обсудила скрытый матриархат, женские конфликты и идеальных актеров.

— Профессия адвоката, наверное, одна из самых кинематографичных. Фильмов и сериалов о них так много, что есть уже готовые типажи. Но ваша Марта абсолютно сама по себе. И, вероятно, так получилось еще и из-за выбора актрисы…

— Когда я первый раз читала сценарий, у меня не было сомнения, что главную героиню должна играть Оля Сутулова. А первая мысль обычно самая правильная. Потом, конечно, были рабочие моменты, в ходе которых я проверяла свою интуицию, но в итоге мы остановились на Оле.

— В одном из сериалов Ольга вместе со своим супругом Евгением Стычкиным отлично сыграли проблемную семейную пару. Не было соблазна привлечь еще и Стычкина?

— Нет, мы с самого начала пошли по противоположному пути и кандидатуру Жени даже не обсуждали, несмотря на то, что он прекрасный артист.

— Можно предположить, что посмотревшие ваш сериал адвокаты будут немного удивлены методами героини Сутуловой. Мягко говоря, действует она не всегда законно…

— Это история не про адвоката. У нас адвокатура и все с ней связанное — лишь предполагаемые обстоятельства. Речь идет о женщине очень сложной организации. С одной стороны, у нее огромное желание восстановить справедливость. Но действует она античеловеческими методами, потому что манипулировать людьми, на мой взгляд, нельзя. В итоге она теряет границу между работой и семьей, фактически теряет семью и просто вынуждена изменить свое отношение и к себе, и к окружающим. Но даже через ошибки, как и через потери, она все равно двигается, это такой тип человека, такой тип женщины, возможно, не совсем стандартный, но современный, и ее голос становится слышим в обществе все отчетливее.

— Все это очень по-российски. Сильная женщина играет по своим правилам в патриархальной стране…

— Я бы сказала в патриархальном обществе со скрытым матриархатом. Во многих российских семьях женщина так или иначе владеет ситуацией. На всех уровнях — социальных и бытовых — мы всегда сталкиваемся с тем, что решения часто принимает мама, жена или просто любимая женщина. Но действовать ей часто приходится жестче и провокативнее, как нашей героине. Актуальность такого сценария в России гораздо острее. Думаю, условной Марте намного сложнее добиваться своих целей, чем женщине-адвокату в Америке или в Западной Европе, где равные права — неоспоримая норма жизни.

— Российские сериалы часто критикуют за лощеную и как будто оторванную от действительности картинку. У вас по части интерьеров и быта героев все тоже очень нарядно. Получается, что эта критика и в ваш огород…

— Иногда такая критика и правда уместна. Но я бы не сказала, что в нашем сериале мы показываем модные интерьеры, не имея на это никаких оснований. Марта успешный московский адвокат, и она может позволить себе такие условия, здесь нет никакого вранья и подмены.

— По сюжету Марта помогает женщинам, попавшим в весьма неприятные ситуации, поэтому актрис у вас занято немало. Сама ситуация, в которой женщины на съемочной площадке работают под руководством женщины, видится чем-то идеальным, все будто наполнено миром и гармонией. Как было на самом деле?

— Мне кажется, чем больше женщин, тем больше конфликтов. Приятная девичья компания, которая, мило хихикая, снимает кино, — это иллюзия. Было сложно, иногда даже драматично. Например, линия Ольги и Кирилла Кяро, который играл ее мужа, далась совсем непросто. Там всегда эмоции, обострение, и нам пришлось поломать копья в достижении понимания, что все мы имеем в виду одно и то же. Наверное, основные трудности легли на плечи Ольги. Она почти всегда в кадре и, можно сказать, тянет на себе весь сюжет. И Оля полностью отдала себя этому проекту, в ее рабочем графике не было ничего другого.

— Некоторые ваши фильмы можно назвать мужскими. Например, «О чем говорят мужчины. Продолжение» или недавний «Комплекс бога». Там атмосфера на съемках была другой?

— Мне проще не с женщинами или мужчинами, а с теми, кто понимает, о чем ты хочешь поговорить с публикой через свой фильм. Кино ведь только для зрителя. И если режиссер не нашел, о чем говорить со зрителем, то картина получится обо всем. То есть ни о чем. Очень важно, когда рядом артисты, не перетягивающие на себя одеяло, когда все они понимают идею фильма, работают на задачу и слышат, о чем режиссер с их помощью говорит со зрителем. Если человек слышащий, то не важно, мужчина это или женщина. И мне пока везет.

— «Спроси Марту» с точки зрения жанра похож на многослойный пирог. Здесь и драма, и детектив, и процессуал. В вашей фильмографии тоже очень разные картины: от комедий до триллеров. Что вам самой больше по душе?

— С точки зрения ремесла мне интересно понять законы разных жанров, и если есть хороший сценарий, то я готова снимать все что угодно. Мне бы очень хотелось поработать с мелодрамой. Как зритель я люблю психологические триллеры и по возможности стараюсь их снимать. Очень хочется снять хорошую, тонкую комедию, но пока нет такого материала.

— Вопрос, который часто вызывает нешуточные дебаты: режиссер или режиссерка?

— Режиссер. Здесь у меня нет никаких сомнений. Мне всегда было неприятно пренебрежительное определение «женская режиссура». Я вообще против гендерных различий. Кстати, с каждым годом женщин в съемочных группах становится все больше. Считается, что съемки всегда связаны с большими нагрузками, но скажу как на духу: женщины гораздо выносливее, терпеливее и ответственнее мужчин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29128 от 4 октября 2023

Заголовок в газете: Встретимся в суде

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру