Историк кино Наталья Нусинова получила премию в Италии

В Порденоне архивисты из разных стран чествовали киноведа и исследователя из России

Вечером 13 октября в кинотеатре Верди в рамках Международного фестиваля немого кино, ежегодно проходящего в старинном итальянском городе Порденоне, российскому историку кино Наталье Нусиновой вручили премию Жана Митри. Она стала вторым лауреатом из России после создателя отечественного Музея кино Наума Клеймана.

В Порденоне архивисты из разных стран чествовали киноведа и исследователя из России
Фото из личного архива

«Дни немого кино» – почитаемый среди киноархивистов и историков кино всего мира фестиваль. С 1986 года там вручают премию, которой через три года присвоили имя Жана Митри - выдающегося историка кино, первого президента архивного фестиваля «Джорнате дель чинема муто». Ежегодно ее обладателями становятся два лауреата. Это может быть либо киноархив, либо персонально кинореставратор,  архивист, киновед, внесший особый вклад в научные исследования в области истории кино. Среди лауреатов прежних лет -  британский историк кино, писатель, режиссер, лауреат премий BAFTA и «Эмми» Кевин  Браунлоу, французский искусствовед и основатель тулузской Синематеки  Раймон Борд, итальянские историки Альдо Бернардини и Джан Пьеро Брунетта, советский и латвийский  специалист по раннему мировому и российскому кино, написавший совместно с Юрием Лотманом «Диалоги с экраном» Юрий Цивьян, почетный директор Чешского национального киноархива Владимир Опеле….  Наш соотечественник Наум Клейман получил награду в Порденоне в 1994-м. В  2023-м решением международного жюри премия Жана Митри присуждена историку кино Наталье Нусиновой. 

Она - выпускница романо-германского отделения филологического факультета МГУ им. М.Ломоносова. С  2005 года и до печальных событий 2018-го была ведущим научным сотрудником Института теории и истории кино (позже - НИИ Киноискусства). Теперь мы можем только  с прискорбием сообщить,  что НИИК ликвидировали  приказом Министерства культуры РФ. Никакие доводы и выступления специалистов не убедили чиновников в абсурдности такого решения. Просто кому-то приглянулось здание в центре Москвы, а  интересы науки  оказались пустым звуком.  

Наталья Нусинова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Реалистические тенденции во французском кино тридцатых годов», затем  докторскую  -  «Русское кинематографическое зарубежье (1918-1939) и проблема взаимоинтеграции культур». В качестве приглашенного преподавателя она  работала  разных странах:  трижды  – в  Новой Сорбонне в Париже,  в  Свободном  университете   .Брюсселя,  университетах .Амстердама и Бордо.  Сейчас Наталья преподает   в  итальянской Сиене и Московской школе  кино.  Редко у кого из наших киноведов  такой завидный послужной список. 

Наталья Нусинова  курировала программы фестивалей архивного кино в Болонье и Порденоне, подмосковных Белых Столбах, где многие годы проходил уникальный  фестиваль Госфильмофонда Россия, на который съезжались специалисты из разных стран. Она -  автор сценариев полутора десятков документальных фильмов,  более 400 статей и научных публикаций по истории русского, французского кино и кинематографа русской эмиграции, изданных в разных странах. Наталья Нусинова - составитель  книг о французском классике Франсуа Трюффо, советских режиссерах Григории Козинцеве и Леониде Траурберге, выходивших в разных странах, о своем отце и его соавторе Семене Лунгине. За монографию «Когда мы в Россию вернемся. Русское кинематографическое зарубежье. 1918-1939» она удостоена премия Гильдии киноведов и критиков «Слон».

Отец Наташи – знаменитый сценарист и театральный драматург Илья Нусинов. В  соавторстве с Семеном Лунгиным- отцом кинорежиссера Павла Лунгина - он написал сценарии фильмов  «Мичман Панин» Михаила Швейцера, «Зной» Ларисы Шепитько, «Добро пожаловать,  или Посторонним вход воспрещен» и «Агония» Элема Климова, «Телеграмма» и «Внимание, черепаха!» Ролана Быкова. Он также стал  соавтор сценария «Жил певчий дрозд» Отара Иоселиани.  Свою дочь Илья Нусинов назвал в честь Наташи Ростовой. 

Несколько лет назад Наталья неожиданно стала детским писателем. Ее автобиографическая повесть о советском детстве «Приключения Джерика»- родилась, можно сказать, случайно. Наташа была на даче, где сама себе начала рассказывать истории из детства, сделала наброски, и тут ее персонажи ожили, стали предъявлять свои права, как это часто бывает, повели за собой. Книга вошла в шорт- лист премии Baby-Нос, переведена  во Франции, Италии и Испании. О ней  написана диссертация в Кембридже, а в детском доме в Подмосковье  ей посвятили  конференцию.  В Гамбурге провели студенческий семинар  по Джерику, куда пригласили и автора. Позднее вышли еще две книги - «Курячий бог» и «Про жирафа Федю».  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру