Главные награды Европейской киноакадемии получила французская «Анатомия падения»

Отмеченная «За жизненные достижения» 86-летняя Ванесса Редгрейв в Берлин не приехала

В Берлине прошла 36-я церемония вручения призов Европейской киноакадемии, которую часто называют аналогом «Оскара». Она собрала 1 тысяч гостей, номинантов и киноакадемиков из разных стран. Пять наград получила «Анатомия падения» француженки Жюстин Трие — «Лучший европейский фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» (Жюстин Трие написала его во время карантина вместе с мужем Артуром Харари), «Лучшая женская роль» (немецкая актриса Сандра Хюллер), «Лучший монтаж» (Лорен Сонешаль).

Отмеченная «За жизненные достижения» 86-летняя Ванесса Редгрейв в Берлин не приехала

Офис Европейской киноакадемии расположен в Берлине, где и вручаются награды по нечетным годам, а по четным — в других европейских странах. В 2024 году церемония награждения пройдет в Швеции.

Президентом киноакадемии с 2021 года является польский режиссер Агнешка Холланд, чей фильм «Зеленая граница» также был представлен в числе номинантов. На церемонии награждения Холланд говорила о том, что в рядах киноакадемиков немало  кинематографистов из стран, ставших зоной военных конфликтов,  но кино должно оставаться территорией мира. 

На протяжении многих лет европейские киноакадемики отдают главные награды какой-то одной картине, иногда удивляя своим выбором. Теперь это «Анатомия падения» француженки Жюстин Трие, а год назад - «Треугольник печали» шведского режиссера Рубена Эстлунда, которому достались в Рейкьявике четыре награды, в том числе и за роль русского олигарха, разбогатевшего на навозе, в исполнении хорватского актера Златко Бурича.

«Анатомия падения» в мае была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля. И тут круг замкнулся: присудило ее жюри под руководством двукратного  обладателя этой награды Рубена Эстлунда.  Шесть лет назад его «Квадрат», как и «Треугольник печали», получил «Золотую пальмовую ветвь», а затем пять наград Европейской киноакадемии, включая приз за «Лучший европейский фильм». 

В истории Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь» в третий раз досталась женщине-режиссеру. До Трие ее получали Джейн Кэмпион из Новой Зеландии в 1993 году за «Пианино» и француженка Джулия Дюкорно в 2021-ом за «Титан».

Главную роль в «Анатомии падения» сыграла великолепная немецкая актриса Сандра Хюллер, уже получившая в 2016 году приз Европейской киноакадемии за роль дочери в картине «Тони Эрдманн», которая тоже собрала почти все главные награды. В нынешнем году Сандра Хюллер в одной номинации «Лучшая актриса» упоминалась дважды — еще и в «Зоне интересов» британского режиссера Джонатана Глейзера о семье коменданта концентрационного лагеря Освенцим  Рудольфа Хёссе,  счастливо живущую  рядом с лагерем смерти.   Так что Сандра Хюллер победила помимо конкуренток и саму себя.

Сандра Хюллер в фильме «Анатомия падения». Фото предоставлено пресс-службой Европейской киноакадемии

В «Анатомии падения» она сыграла популярную писательницу Сандру Войтер. Вместе с мужем и тоже писателем, хотя и не столь успешным, они уединенно живут во французских Альпах. Благополучное существование рухнет  после загадочной смерти супруга, выпавшего из окна. Сандра останется одна с 11-летним слабовидящим сыном и станет подозреваемой в убийстве.   

«Вы можете рассматривать фильм как типичный детектив с поиском ответа на вопрос «Кто это сделал?», - сказала Жюстин Трие. - Но я считаю, что это в большей степени картина о паре. Мне было интересно использовать судебный процесс по делу об убийстве как предлог, помогающий вскрыть отношения в семье, где есть общий ребенок, но нет  общего языка». 

Среди номинантов («Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа») был и финский классик Аки Каурисмяки с «Опавшими листьями». Но его традиционно призы миновали, хотя кино он по-прежнему снимает высокого класса. Герои его картины встречаются в Хельсинки под музыку Чайковского и сводки новостей из Мариуполя.   

Мадс Миккельсен в фильме «Меч короля». Фото предоставлено пресс-службой Европейской киноакадемии

Вторым фаворитом года по числу наград стал «Меч короля» датского режиссера Николая Арселя, премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале. Фильм отмечен за лучшую актерскую работу (Мадс Миккельсен), лучшую работу оператора (Расмус Видебек) и работу художника по костюмам (Кики Иландер).  Картина основана на реальных событиях и рассказывает об отважном рыцаре  и простом человеке Людвиге Калене, которого и сыграл Мадс Миккельсен. По словам Николая Арселя, снимал он о том, как наши желания и амбиции терпят неудачу, если за ними ничего не стоит. 

Еще жив в памяти триумф Миккельсена в 2020 году, когда картина с его участием «Еще по одной» Томаса Винтерберга, представлявшая Данию, получила обойму призов Европейской киноакадемии, стала абсолютным триумфатором. И Миккельсен был назван тогда лучшим европейским актером. А сама церемония из-за пандемии проходила онлайн. 

«Меч короля» выдвинут от Дании на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший международный фильм». А кинематографисты Франции предпочли «Анатомии падения» «Рецепт любви» Чан Ань Хунга с Жюльет Бинош и Бенуа Мажимелем в главных ролях, который и представит страну на «Оскаре», если  попадет в номинации.    

«За жизненные достижения» киноакадемики отметили 86-летнюю британскую актрису Ванессу Редгрейв. На церемонию она приехать не смогла, ограничилась видеообращением. За вклад в мировой кинематограф награду получила испанский режиссер со своим особенным художественным миром Изабель Койшет («Тайная жизнь слов», «Моя жизнь без меня», «Букшоп»). Почетным призом президента и правления Европейской киноакадемии отмечен венгерский классик, выдающийся режиссер нашего времени Белла Тарр. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру