Выставка «русского еврея с американским гражданством» Марка Ротко проходит в Булонском лесу

История жизни художника в квадратах

В Фонде Луи Виттон (Louis Vuitton) в Париже в эти дни работает выставка выдающегося американского художника XX столетия, представителя абстрактного экспрессионизма Марка Ротко. В документальном фильме, который могут посмотреть посетители, его называют русским евреем, получившим американское гражданство. Рожденный в Российской империи, он стал гражданином США только в 1938 году, спустя 25 лет после иммиграции.  

История жизни художника в квадратах

Это первая ретроспектива Марка Ротко во Франции после долгого перерыва. Предыдущая выставка проходила 25 лет назад - в 1999 году в парижском Музее современного искусства.

Вход на выставку. Фото — Светлана Хохрякова

Напоминающее летучий корабль и одновременно айсберг здание Фонда Louis Vuitton было построено в 2014 году по проекту создателя не менее фантастического музея Гуггенхайма в Бильбао Фрэнка Гери.  Рядом – Булонский лес, на который можно полюбоваться с открытых площадок необычного строения. Правда, к нему все ближе подступает китайский развлекательный центр с аттракционами, так что, помимо крон деревьев, открывается панорама восточного сада с типичной китайской беседкой и прудами. 

«Черные формы», 1964. Фото — Светлана Хохрякова

Посетители могут добраться до выставки от Триумфальной арки на специальном шатле, что очень гуманно со стороны  дирекции фонда. Несмотря на некоторую удаленность от центра, непогоду, многие готовы потратить время на дорогу и отстоять под дождем очередь, даже имея билеты. У нас Марка Ротко широкая аудитория практически не знает, хотя его выставки проходили в Эрмитаже и Музее современного искусства «Гараж».  

«Черное и серое», 1969-1970. Фото — Светлана Хохрякова

Марк Ротко, а его настоящее имя - Маркус Роткович, родился 25 сентября 1903 года в бывшей Российской империи в Двинске - нынешнем Даугавпилсе (Латвия). Он был четвертым ребенком в еврейской семье, а через десять лет после появления на свет эмигрировал в США с матерью (она родилась в Санкт-Петербурге) и сестрой.  Они уехали в Портленд, куда тремя годами раньше отправились  отец Маркуса  и два брата, опасаясь службы в царской армии накануне Первой мировой войны и еврейских погромов. 

«Метро», 1937. Фото — Светлана Хохрякова

Судя по приведенной на выставке биографии Ротко, на родину он никогда не возвращался. Его отец рано умер, и детям пришлось самим зарабатывать на жизнь. Маркус, а впоследствии Марк, жил, учился, работал и умер в США. Художником он стал в Нью-Йорке, куда переехал один, без семьи, не имея определенной цели и каких-либо перспектив.  

«Подземная фантазия», около 1940. Фото — Светлана Хохрякова

Экспозиция располагается на нескольких этажах. Можно подниматься и спускаться по лестницам или на лифте, выбирая залы, в которые нет очереди, выходя на открытые террасы. В финале путешествия посетители могут  увидеть  лестницу под открытым небом, по которой стекают потоки воды. К выставке Ротко она отношения не имеет. Это одна из достопримечательностей Фонда.

Одним из кураторов выставки стал сын художника Кристофер Ротко. Комментируя особенности появления столь грандиозной экспозиции своего отца, он заметил, что в наше время осилить подобное способны единицы,  поскольку это дорогое удовольствие. Стоимость доставки работ, особенно с другого континента, их страховка достигли  фантастических цифр. 

Всего выставлено 115 картин. Это внушительное собрание из  Национальной галереей искусств  Вашингтона, лондонской галереи Тейт, частных американских коллекций, включая принадлежащую  семье художника. 

«Красное на Бордовом», 1959. Фото — Светлана Хохрякова

Работы Марко Ротко представлены в хронологическом порядке. Они как путешествие по его жизни. Внизу – ранняя фигуративная живопись в основном 1930-х годов, способная удивить даже знатоков. Это сцены на улицах  и в метро Нью-Йорка 1930-х,  кинотеатр, автопортрет художника 1936 года, портреты обнаженных женщин без названия, семейные сцены. Такое ощущение, что люди в этих городских пейзажах вросли в архитектуру и  интерьеры, слились с колоннами и креслами.  

Ротко - мастер цветописи и светописи. Его картины в полутьме залов словно бы мерцают. Кажется, что все работы ранней поры написаны совсем другим художником, у которого иное мироощущение и стиль. И это совсем не тот человек,  который представлен  на верхних этажах, где можно увидеть более известные его черные, серые, пурпурные, красные и желтые квадраты и прямоугольники. Там собраны абстрактные работы, написанные в основном после Второй мировой войны.  Сам Ротко их не считал абстрактными. Многие определения родились в художественной среде помимо его представлений и мироощущения.

Так называемые «цветовые поля» занимают большую часть экспозиции. Многие работы без названия. Марк Ротко часто оставлял их безымянными. Указан только номер и год  создания. Это принципиально.  Как знак свободы от ограничений. 

«Кинотеатр», 1934-1935. Фото — Светлана Хохрякова

Цвет у Ротко густой, размытый, фактура подобна бархату, особенно в работах последних лет. Цвет важнее геометрии. Он вне формы, сам по себе.  В полутьме залов можно подолгу рассматривать все эти квадраты и прямоугольники, медитировать, сидя на скамье, если в зале в этот момент нет скопления посетителей, которые бесконечно фотографируются на фоне картин. 

Специально для выставки композитор Макс Рихтер написал музыку, которую можно скачать по QR-коду, чтобы, по замыслу кураторов, лучше понять суть представленных работ. Не всем нужна такая подсказка для погружения. В небольшом зале с дневным светом представлены также фотографии и рукописи художника.  

Серия из девяти картин создана для интерьера ресторана в небоскребе Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. Однако она так и  не отправилась  по назначению. Марк Ротко решил пообедать в этом ресторане, где понял, что люди, готовые отдать сумасшедшие деньги за еду, не будут смотреть его картины. Все эти работы художник отправил в лондонскую галерею Тейт.    

Серия Black and Gray 1969 года, созданная для парижского бюро UNESCO, соседствует со скульптурой Альберто Джакометти, как и вне выставки в обычное время. Публику такое соседство забавляет, поскольку оно действительно необычное.

Мультиформы. Фото — Светлана Хохрякова

В последнем зале выставлено полотно 1967 года из коллекции Йельского университета, где когда-то учился Ротко, прежде чем выбрал совсем другую профессию. Завершает экспозицию и панно всех оттенков черного, созданное для Хьюстонской часовни по заказу  коллекционеров Джона и Доминик де Менил. Марку Ротко не довелось увидеть  свое творение в интерьерах часовни,  которую открыли после его смерти. В 1970 году художник добровольно ушел из жизни, вскрыв вены. Причина трагедии – депрессия и болезнь. 

Его неоконченная работа (пурпурная) была найдена в студии художника после самоубийства.  

В Даугавпилсе в 2003 году Марку Ротко установили памятник, а спустя десятилетие открылся Арт-центр, носящий имя художника. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру