В Улан-Удэ вручили премии кинематографистам, снимавшим фильмы на Дальнем Востоке: лидирует Якутия

Лучшим фильмом эксперты назвали «Легенды вечных снегов» якутского режиссера Алексея Романова

В Улан-Удэ прошла II церемония вручения Национальной кинематографической премии за высокие достижения в области кинематографии и вклад в развитие киноиндустрии Дальнего Востока. Награду за лучший полнометражный фильм получил якутский режиссер Алексей Романов, снимавший одну картину почти всю жизнь.

Лучшим фильмом эксперты назвали «Легенды вечных снегов» якутского режиссера Алексея Романова
Якутский режиссер Алексей Романов.

тестовый баннер под заглавное изображение

В Улан-Удэ небольшая якутская делегация не могла добраться три дня. Рейс все время переносили. Хорошо, что не пришлось сидеть все это время в аэропорту, можно было уехать домой. На обратном пути Алексей Романов вновь попал в авиакапкан: его пересадочный рейс из Иркутска в Якутск отменили. Чтобы добраться в соседний регион, дальневосточникам приходится лететь через Москву. Вот и теперь пассажиры, летевшие на Чукотку и Камчатку, сделали многочасовой вираж через столицу.

«Легенды вечных снегов» Алексей Романов уже представлял в Бишкеке, Роттердаме, Казани, Анапе. Ее увидели недавно в Канаде на кинофестивале коренных народов, но сам он не успел получить визу. Логистика у якутов всегда сложная. Теперь его пригласили с картиной в Лондон, но опять же нет уверенности, что удастся преодолеть все формальности.

Можно сказать, что свой фильм Романов снимал всю жизнь. Еще в детстве его, сына кузнеца, поразил мистический рассказ якутского писателя Николая Заболоцкого-Чыысхана, написанный в 1944 году. По его мотивам он снял во ВГИКе, где учился в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, короткометражный дипломный фильм «Мааппа». Потом случилась странная история, связанная с доносом, и идею полнометражного продолжения пришлось на время оставить.

Спустя годы Алексей Романов написал по любимому рассказу новый сценарий совместно с Любовью Борисовой и, наконец, снял полнометражный фильм. Он запомнил слова Герасимова о том, что снимать надо то, что хорошо знаешь, на основе личного опыта и традиций своего народа. Почти половина фильма — это путь героев на лошадях. Съемки были суровыми. Температура достигала минус сорока и ниже. Снежный покров достигал двухметрового уровня.

«Легенды вечных снегов» конкурировали еще с 10 картинами, игровыми, документальными, с сериалами. Часть из них получила награды в других номинациях. Если сравнивать с предыдущей премией в декабре 2024 года в Москве, то качественный уровень представленных работ существенно ниже. То есть фильмы, произведенные в 2024-м, явно проигрывают снятым в предыдущие годы. В шорт-лист входила 21 картина из Якутии, Бурятии, Хабаровского, Камчатского, Приморского края, с Сахалина и Чукотки.

В короткометражной секции участвовало девять картин, а победила опять же якутская анимационная «Мунха» Александра Охлопкова. Так эксперты поддержали недавно народившуюся на свет региональную анимационную студию.

Кадр из фильма-победителя "Легенды вечных снегов". Пресс-служба премии

За режиссуру наградили Олега Штрома, снявшего «9 секунд» в Приморском и Забайкальском крае. «Золото Умальты» Андрея Богатырева принесло награду сценаристу Ольге Погодиной-Кузьминой. Снимался фильм в Хабаровском крае.

За «Лучший дебют» премию получил отважный московский топ-менеджер Алексей Иванов, решивший увековечить свое участие в гонках на собачьих упряжках. Для этого он пригласил камчатских кинематографистов во главе с режиссером Дмитрием Пановым, которые и сняли документальное «Испытание Севером». Алексей Иванов едва ли не единственный появился на дальневосточной церемонии, словно в Каннах, правда, без смокинга.

Камчатка с ее бескрайними просторами на экране великолепна. Бурятия, по словам вдохновителя Дальневосточной кинопремии, кинорежиссера и уроженца Чукотки Филиппа Абрютина, не менее привлекательный для кинематографистов регион. Среди его преимуществ — близость к Китаю и Монголии (до ближайшего города всего 200 км) и репутация самого солнечного региона страны, что важно для кино. На европейских фестивалях постоянно подогревают интерес киногрупп к локациям тех или иных стран. У нас все это только начинает серьезно развиваться.

Под финал трехдневного мероприятия в Улан-Удэ приехали монгольские коллеги. Монгольские кинематографисты хотят снимать у нас кино, но выяснилось, что соглашения о копродукции между нашими странами все еще нет. Зато китайским коллегам было о чем рассказать. Они разрабатывают документальный проект, посвященный советским генералам и одному американскому, участвовавшим в Маньчжурской операции.

Спецприз оргкомитета премии получил сериал «Челюскин. Первые» Степана Коршунова и Арсения Сюхина. Снимали его на Чукотке, в Архангельской и Мурманской областях, включая Териберку. Там туристам теперь показывают декорации, в которых проходили съемки этого фильма, наряду с домом, где жил Алексей Серебряков, снимаясь в «Левиафане» Звягинцева.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29624 от 9 октября 2025

Заголовок в газете: Три дня в пути за наградой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру