Екатерина Задорина сняла в главной роли сына, которому пришлось вести диалог с роботом

На фестивале авторского кино состоялась премьера «Мальчика и робота» Екатерины Задориной

В конкурсе IV Фестиваля авторского кино «Зимний» состоялась премьера фильма «Мальчик и робот» Екатерины Задориной. Многим казалось, что после яркого старта она куда-то пропала. Тем удивительнее, с чем теперь вернулась.  

На фестивале авторского кино состоялась премьера «Мальчика и робота» Екатерины Задориной
Кадр из фильма «Мальчик и робот». Фото: пресс-служба фестиваля.

тестовый баннер под заглавное изображение

Мальчик, которого сыграл на момент съемок десятилетний Сергей Задорин, попадает вместе с напоминающим крохотного снеговика роботом в постапокалиптическое пространство. Юному актеру пришлось осваивать сложные постановочные решения, поскольку он предоставлен сам себе. У него нет привычного партнера, кроме неодушевленного существа, и надо вести с ним внутренний диалог. 

Поезда навеки встали на железнодорожных путях. Поля еще колосятся, хотя жатва прошла. Застыли комбайны, похожие на агропромышленные гиганты, инфернальные космические корабли. Почти как в «Империи» Брюно Дюмона, где прилетали на Землю готические соборы. Зрелище эффектное, но леденящее.  

Деревни разорены, зияют глазницами разбитых окон. Только лес еще живой и одна женщина, которую зрители принимают за мужчину. Она держит оборону заброшенного дома, словно к ней вот-вот нагрянут зомби. Ее сыграла Наталья Бондарь, грандиозная актриса из Берлина. Она не так много снимается, но в ее фильмографии есть «Враг у ворот» французского режиссера и лауреата «Оскара» Жан-Жака Анно с Джудом Лоу в главной роли. В Москву на премьеру Наталья приехать не смогла, поскольку у нее свой театр в Германии, где началась пора рождественских представлений.  

Робот напоминает энергосберегающую лампочку и позаимствован из всем известной торговой сети. Создал его таким Диомид Виноградов, голосом которого говорят десятки персонажей мультфильмов, игр и сериалов. «Это магия анимации. Рисуешь глазки, зовешь Диомида, и получается живой персонаж», - говорит Екатерина.

Робот, как путеводная звезда для подростка, идущего по вымершей земле к отцу.  Где он? Где мама мальчика? Все это вопросы остаются без ответа сознательно.  

«За лесом могут быть любые катаклизмы – экологическая катастрофа, накрывший Землю вирус, большой компьютерный сбой, - рассказывает Екатерина Задорина. - Для зрителя это пространство для достраивания. Я попыталась создать атмосферу конца света. Мне бы не хотелось рассказывать, что конкретно произошло».

Екатерина Задорина, в недавнем прошлом Гроховская (под этой фамилией она снимала свои прежние фильмы) - выпускница мастерской Евгения Ташкова во ВГИКе. Ее короткометражный дебют «Двое» с Юрием Назаровым в главной роли, снятый двадцать лет назад,  получил главный приз на «Кинотавре» в программе короткого метра, участвовал более чем в 50 фестивалях по всему миру, включая «уголок короткого  метра» в Каннах.  

Екатерина и Игорь Задорины на премьере.

Мировая премьера ее полнометражного дебюта «Человек безвозвратный» прошла на Роттердамском кинофестивале, что всегда было скорее исключением для российских картин. Потом Екатерина увлеклась анимацией, сняла мультсериал «Защитники» и пропала, как она сама говорит, с радаров. При этом с профессией не рассталась, продолжала работать, писала сценарии, разрабатывала проекты. А теперь вернулась в большое кино с игровым фильмом, балансирующим на грани полного метра и короткометражки. Он идет всего 63 минуты.

«С анимацией история началась еще на фильме «Двое», для которого во ВГИКе делали компьютерную графику, - вспоминает Екатерина. - Тогда я посмотрела фильм «На краю земли» Константина Бронзита, и в голову закралась мысль, что надо идти в анимацию. Пока я занимаюсь коммерческой анимацией. Для авторской еще не готова.  

С мужем мы работаем со времен ВГИКа. Он играл в моей учебной работе, спектакле «Трамвай «Желание», после чего Игорю даже посоветовали поступать на актерский факультет. Он взорвал аудиторию, но я его убедила стать продюсером».

Многим интересно, как можно работать с близким человеком, ведь есть же представление, что этого не следует делать ни с друзьями, ни с родственниками. «Все споры возникают у нас только на творческой почве, - отвечает на это Игорь Задорин. - Кто-то добывает деньги на бриллианты для жен, а кто-то на фильм».    

Решение снять в главной роли сына пришло Екатерине после одного из спектаклей. «Сережа играл Оливера Твиста, и я ходила на все его спектакли, - вспоминает она. - Как-то я пришла в филармонию, то подумала, как он сможет играть в таком большом зале. В финале зрители плакали, и я сказала: «Сережа, беру тебя в кино». То есть я получила готового актера из театра для очень сложной съемки. На площадке я всегда только режиссер, не мама. Нас так учили. У меня был потрясающий мастер Евгений Иванович Ташков. Он нас год учил работе с детьми. Он же сам снял «Уроки французского». Нам он говорил, что детям придется плакать и страдать и надо выводить их на это состояние. Вгиковская закваска многое мне дала».

 «Я с девяти лет на сцене, - рассказывает Сергей Задорин. -  Сейчас мне четырнадцать. Я актер Детского музыкального театра юного актера. Когда нужно было заплакать, я представлял, как моя любимая кошка лежит замерзшая на снегу, и сразу текли слезы». 

«Мальчик в финале перестроился с земного на небесное, встретил вечность с улыбкой. Нам всем когда-то придется встретиться с вечностью.  И дай бог, чтобы мы ее встретили ее с улыбкой», - неожиданно завершит разговор Екатерина. В финале с экрана зловеще прозвучат слова: «Будущее - это не мы».  В общем, это не роботы. За ними не может быть никакого будущего. Хотя конкретно этот снеговик, пройдя сложный путь с мальчиком, многому у него научился.    

Начинали снимать фильм в Ульяновской области. Был ноябрь, начинало холодать. И продюсер Игорь Задорин предложил отправиться в Краснодарский край. Сели в машину и поехали в никуда. Шел 2022 год.  

«Нам всюду отказывали, - вспоминает Екатерина. - Мы позвонили нашей подруге. Она архитектор и в тот момент строила монастырь под Сочи. Узнав, что там есть сосны, мы поехали к ней. В монастыре нам разрешили снимать, но сразу предупредили, что жить мы будем по монастырскому уставу. Нам сказали: «Мы вас будем кормить, денег с вам не возьмем». Такие добрые монахи. Вся съемочная группа у них жила и хорошо себя чувствовала. У монастыря мы нашли красивые деревья. И там не ступала нога кинематографиста». 

После показа кто-то из зрителей вспомнил Рэя Брэдбери, «Меланхолию» Ларса фон Триера, «Солярис» Тарковского, хотя Екатерина вдохновлялась «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика. Но вот что интересно, и чего прежде не было, во время разговора с авторами фильма вопросы задают преимущественно актрисы, дружно посещающие все фестивальные мероприятия.

Барышни всех возрастов, реже юноши, непременно представляются, поясняют, что они актеры, иногда со слезами делятся впечатлениями и даже поучают зрителей, посмевших сказать что-то нелицеприятное. А потом окружают режиссеров. «Зимний» становится своеобразной ярмаркой тщеславия и надеждой на трудоустройство. Такого не было даже на «Кинотавре», и это любопытный феномен времени.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29664 от 8 декабря 2025

Заголовок в газете: Апокалипсис с космическими комбайнами

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру