Своим крестным отцом в кино Евгений Стеблов считает Георгия Данелию

Режиссер и писатель Евгений Стеблов отмечает 80-летие

8 декабря актеру, режиссеру и писателю Евгению Стеблову исполнилось 80 лет. Он удивительно начинал в профессии и дальше не сдавал позиций. Про него не так давно сняли фильм «Стеснительный хулиган», название которого о многом говорит. 

Режиссер и писатель Евгений Стеблов отмечает 80-летие
Евгений Стеблов на съемках у Владимира Грамматикова. Фото: предоставлено съемочной группой

тестовый баннер под заглавное изображение

Всю жизнь, начиная с 1969 года, Евгений Стеблов верен Театру им. Моссовета, не считая двух лет после окончания Щукинского театрального училища, когда он выходил на сцену Театра им. Ленинского комсомола и Центрального театра Советской Армии. Щукинское училище окончил и его сын Сергей, позднее ставший монахом Фотием на Соловках. Старший Стеблов не делает из этого тайны, даже с трибуны говорил, что «близок к церкви, поскольку у него сын в монастыре».

Впервые на сцену юный Евгений Стеблов вышел старшеклассником, когда занимался в юношеской студии при Театре Станиславского. Именно там он подружился с Никитой Михалковым, с которым их позднее вновь сведет судьба. На профессиональной сцене Стеблов переиграл богатый мировой репертуар: Алешу Карамазова, шекспировского Мальволио, чеховского Гаева, Василия Теркина… 

Сейчас у него есть прекрасная роль в спектакле «Соло для часов с боем» в Театре им. Моссовета, поставленном молодым режиссером Павлом Пархоменко по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника. Когда-то в ней играли великие старики МХАТа.

По пятницам в квартире бывшего лифтера Франтишека Абеля, роль которого играет Евгений Стеблов, собираются друзья. Все они старики и, в отличие от него, живут в доме престарелых. Герои вспоминают былые дни, бодрятся, хотя еле-еле волочат ноги. Все эти дряхлые господа поклоняются немолодой пани Конти, которую играет Ольга Остроумова. Они устраивают ей праздник по случаю дня рождения. У некоторых зрителей на этом спектакле мурашки бегут по коже.

Молодое поколение готово отправить старого лифтера на свалку истории, вытеснить в кухню. Пусть там обитает и не мешает им строить счастливую жизнь. Он свой век отжил. А еще лучше пристроить деда в дом престарелых, ведь там у него столько друзей. Стеблов мужественно играет роль бывшего лифтера, сам-то он на старика совсем не похож.

В кино Евгений Стеблов начинал ярко — «Я шагаю по Москве» Данелии, «До свидания, мальчики» Калика. Запомнились и другие его герои, молодые и повзрослевшие, в фильме «По семейным обстоятельствам» чудесного режиссера Алексея Коренева, у которого он не раз снимался, в «Рабе любви» и «Нескольких днях из жизни Обломова» Никиты Михалкова, «Чайке» Андрея Кончаловского, где сыграл Дорна, «Макарове» Владимира Хотиненко. Стеблов работал с Игорем Масленниковым в сериале про Шерлока Холмса и нескольких фильмах Валерия Рубинчика. Он и теперь снимается, хотя и нечасто. За целое десятилетие у него было всего лишь пять картин. В «Сохрани мою речь навсегда» о Мандельштаме, с элементами анимации и героями-марионетками, его голосом говорит Борис Пастернак. Это и историческая драма «Медный всадник России» Василия Ливанова о создателе знаменитого памятника Петру I скульпторе Фальконе, сериал «Лето в городе», одна из новелл в «Он + Она» Саши Франк, где он сыграл поэта, готового ради прекрасной дамы преклонного возраста броситься в озеро. Последняя по времени и очень небольшая роль старика в «Смотри на меня!» Владимира Грамматикова, от которой отказался Любшин. Примерно так же начиналась карьера Стеблова в кино.

Первую серьезную роль он сыграл в «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. Когда начались съемки, Евгений перешел на второй курс Щукинского театрального училища. А Никита Михалков туда только поступил. Друга его героя Коли Стеблов и сыграл, того самого Сашу, который женится. Фильм участвовал в Каннском кинофестивале 1964 года в одном конкурсе с победившими «Шербурскими зонтиками» Жака Деми.

«Это моя первая главная роль, — сказал Евгений Стеблов в нашем интервью. — До этого я снялся в эпизоде «Первого троллейбуса». Для меня это был не просто дебют, а гораздо больше. Я не знал тогда, что до меня уже был утвержден на роль другой артист. Только когда отмечали 30-летие картины, мне в этом признался Георгий Николаевич Данелия. Сделали фотопробу в силу случайного стечения обстоятельств, и она стала моим звездным билетом. Большая удача, что я попал в свое кино, эстетически близкий мне мир Гены Шпаликова, Георгия Данелии, пластический мир оператора Вадима Юсова. И актерский ансамбль сложился непринужденный. Эта самая легкая картина в моей жизни. А Данелия — мой крестный отец в кино».

Многим тогда казалось, что Данелия, говоря современным языком, снимает конъюнктурный фильм про то, как все у нас светло и счастливо. «Существует упрощенческая конъюнктура в восприятии того времени. Все было гораздо многослойней», — считает Стеблов.

У него на все своя точка зрения, и он ее рьяно отстаивает. На одном из съездов театральных деятелей России Стеблов вступил в схватку с Константином Райкиным, удивив своим темпераментом. Теперь и воспроизвести его речь невозможно из-за многочисленных табу. Такие пассажи выдал про Чайковского — мама не горюй! За словом Стеблов в карман не полезет. Он действительно стеснительный хулиган, интеллигент с характером. Может так накалить зал, как это другому артисту и не снится. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29664 от 8 декабря 2025

Заголовок в газете: Юбилей стеснительного хулигана

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру