Художник не скушал виноград

Лоза как источник вдохновения

25.05.2009 в 15:51, просмотров: 1306

В Музее современной истории России открылась выставка со «вкусным» названием «Русское искусство и австрийское вино». Художник Екатерина Попова, обратившись в посольство Австрии, инициировала «творческую командировку» художников в Европу, в лучших традициях русской школы. «Сочными плодами» недельной поездки стали 25 больших работ Сергея Цигаля, Валерия Миронова, Дарьи Маркеловой, Екатерины Поповой и Александра Алейникова.

Этой весной на австрийский пленер поехали четыре российских художника и фотограф. Они вернулись только недавно, и новые впечатления играют в них как молодое вино. «Это оказался такой мощный творческий импульс для каждого из нас; когда мы вернулись, идеи стали бить ключом» - делится впечатлениями Екатерина Попова. Поездка действительно получилась настолько насыщенной, что на сам пленер времени просто не хватало и, оставив зарисовки австрийским почитателям русской живописи (которых оказалось очень много), большие работы художники доделывали уже в московских мастерских. Распорядок дня был примерно такой: завтрак – выезд на виноградники – дегустация; поездка в горы – средневековые замки – обед (с вином); спуск в залитые солнцем долины – дегустация – Вена – ужин (море вина). Поэтому не удивительно, что главной героиней выставки стала Госпожа виноградная лоза.

Выставка стала уникальной по количеству интерпретаций одного-единственного мотива, увиденного в одно время несколькими художниками разных поколений. Сергей Цигаль – старший из компании – представил лозу в сдержанной эстетике японской гравюры, но с особенно певучими линиями. Его большие черно-белые работы висят напротив той же лозы Валерия Миронова. Декоративные полотна последнего представляют ту же «модель», только мощную и в цвете. Но самую, пожалуй, необычную интерпретацию дает Екатерина Попова. На размытый фотографический фон наложены веселые масляные мазки, которые вдыхают новую жизнь в корявые ветви и превращают их в животных – страуса, оленя или кабана. Валерий Миронов идет дальше, собирая из неказистых древесных волокон человеческие лица.

- У каждой лозы есть свое движение, своя пластика, как в танце; каждое дерево – как человек… У них фантастическая культура виноделия, - говорит художник, - на каждое из десяти тысяч деревьев виноградника в книге винодела есть своя отдельная запись; это кропотливый труд, в результате которого получается искусство.

Остается надеяться, что выезды на пленер перерастут в пансионерские поездки.