Абрамцевские руины

Рейдерский наезд на музей

Осенью 2004 года директором музея-заповедника “Абрамцево” был назначен Алексей Пентковский. Многим казалось, что наконец-то найден человек, который сможет решить самую большую проблему музея — отреставрировать барский усадебный дом XVIII века. Отсутствие музейного и административного опыта, амбициозность и полная глухота к критике проявились уже в первые месяцы. Все это заставило музейную общественность заговорить со страниц прессы о допущенной кадровой ошибке со стороны ФАКа.  

Деятельность нового директора оказалась губительной для музея: массовые увольнения неугодных сотрудников, несанкционированная рубка в реликтовом усадебном парке, варварская самовольная очистка прудов, понижение уровня воды в реке Воре, что привело к заболачиванию ее поймы, неоднократные нарушения трудового законодательства.  

Зато Пентковскому за эти годы удалось полностью поменять коллектив — опытные музейные работники были либо уволены, либо выдавлены из музея. Ушло более 100 человек, среди которых люди, проработавшие в музее не один десяток лет, профессионалы высокого класса. Новый директор не желал терпеть рядом с собой профессионалов. Особенно когда они стали говорить о преступном отношении к музею. Сегодня новый коллектив “Абрамцево” может поддержать своего работодателя, но вряд ли из любви к музею — скорее из-за страха потерять работу, поскольку большинство из них не имеют профильного образования.  

Умение Пентковского произвести на “нужных людей” впечатление европейски образованного человека, заискивание перед ними, способность влезать к ним в доверие и использовать в своих целях — это позволяло директору паразитировать за счет музея. Он выдавал себя за защитника охранных зон, когда надо было создать видимость в глазах руководства и потомков Мамонтовых своей обеспокоенности незаконной застройкой. Но это не помешало ему, используя потенциал музея, выстроить за четыре года собственный дом в той же охранной зоне. Пентковский попал в ловушку собственных амбиций, приобретя земельный участок для строительства дома на улице Станционной в городе Хотьково, которая также входит в охранную зону музея-заповедника “Абрамцево”.  

Претензии и возмущение общественности он ловко переводил вплоть до последнего времени в плоскость противостояния якобы “нового русского” владельца находящейся рядом с музеем гостиницы “Галерея”. Пентковский утверждал, что появляющиеся в “МК” публикации проплачиваются этим самым “новым русским”. Якобы им куплены защитники музея — Савва Ямщиков, Юрий Кублановский и даже потомки Мамонтовых, которые не один раз обращались к бывшему руководителю ФАКа с просьбой рассмотреть вопрос о соответствии Пентковского занимаемой должности.  

Быстро пролетело четыре с половиной года. Реставрация главного усадебного дома до сих пор не начата. Все экспозиции уничтожены. Фондохранилище не выстроено. Блистательная коллекция живописи первой половины ХХ века, в том числе художников “Бубнового валета”, хранится в ужасных условиях в разрушающемся здании. Поневоле начинаешь верить, что Пентковский хочет уничтожить музей, чтобы поставить на его месте новодел. Главный дом умирает на глазах изумленной общественности. Двухсотлетие со дня рождения Николая Гоголя, который неоднократно бывал в “Абрамцево”, прошло незамеченным новым директором.  

Новое руководство Министерства культуры приняло неординарное, но справедливое решение: контракт с Пентковским не продлен. Уже назначен новый директор, которая с ужасом обозревает доставшееся ей “наследие”. Зато в ближайшее время Пентковский отметит новоселье в собственном доме, построенном в охранной зоне музея-заповедника “Абрамцево”. Срок директорства не прошел даром...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру