Сумасшедшая Жизель 10 лет спустя

Великий и ужасный Матс Эк подарил Москве «Игру снов»

Его имя балетоманы произносят с придыханием и ставят в ряд с именами самых великих хореографов – реформаторов балета: Морис Бежар, Джон Ноймайер, Иржи Килиан … и он, великий и ужасный Матс Эк. Крупнейший шведский хореограф и одна из культовых фигур балетного театра конца XX века приехал в Москву на Чеховский фестиваль собственной персоной!

Но привез он с собой отнюдь не балет, как можно было ожидать. Культовую суперавангардную версию своей «Жизели» он показал в Большом театре ещё 10 лет назад, вызвав тогда неимоверный переполох. В постановке Матса Эка Королевский Драматический театр, один из старейших в мире, основанный королем Густавом III ещё в 1787 году (в Швеции, да и у нас, его запросто называют «Драматен»), показал в Малом пьесу Августа Стриндберга «Игра снов».

И в этом нет ничего не обычного. Сын Андерса Эка (одного из любимых актеров Ингмара Бергмана) и знаменитой дамы-основательницы «Куллберг-балеттен» Биргит Куллберг был создан для театра. Танцевать он начал слишком поздно для профессионального танцовщика – в 27 лет. В то время как его брат Никлас удивлял мир бежаровской «Жар-птицей», Матс увлекся театром марионеток и еще тогда поставил драму Бюхнера «Войцек». Этот опыт и стал одной из первых режиссерских работ будущего ниспровергателя хореографических основ. Сейчас, уже зрелым человеком хореографа опять потянула драма.

- В течение 20 лет я был профессиональным танцовщиком и хореографом, руководил труппой «Куллберг-балеттен», - рассказал МК Мац Эк, - Но когда кончил танцевать, понял, что пора вернуться к драме. Тогда директор театра «Драматен» и предложил мне поставить как режиссёру «Дон Жуана».

Режиссерский опыт Матса Эка в драматическом театре не маленький. Помимо «Дон Жуана» Эк поставил в «Драматен» «Андромаху» Расина и «Венецианского купца» Шекспира. А совсем недавно, в 2007 ещё и «Игру снов».

-Что для вас интересней, быть режиссёром или хореографом?

- Несмотря на то, что я обратился к драме, я всё равно ощущаю себя хореографом. Быть хореографом гораздо труднее, чем быть режиссером. Хореограф свободен в своих замыслах, но это накладывает и ответственность. Это тяжелая ноша. И в спектакле «Игра снов» присутствуют хореографические фрагменты, которые я вставил в надежде, что они помогут чуть лучше понять, что происходит на сцене. Современный танец использует самые различные выразительные средства, когда одновременно с танцем мы часто слышим, например, и текст. Не удивительно, что и в драме пошли по тому же пути. Первые же традиции таких постановок мы находим ещё в античности. Для античной драматургии тоже характерно смешение танца, текста, музыки и пения.

Эк-хореограф слывет провокатором. Он обожает подрывать авторитеты, его отличает склонность к пародии, близость к театру абсурда. Жизель у него попадает в сумасшедший дом, а её возлюбленный Альберт – совершенно голый - пытается слиться с лоном родной природы. Аврора в его «Спящей красавице» укалывается не веретеном, а шприцем с наркотиком, ну а лебеди из его «Лебединого озера» - это лысые, неуклюжие, упитанные птицы, которые ходят вперевалочку, а не гордые красавцы. В пьесе символиста Стриндберга, где дочь божества Агнес попадает в мир людей, чтобы узнать, что для них значат любовь, семья, и какого это вообще быть человеком - Эк, как это часто бывает, совершенно другой и в то же время верен себе. Сложнейшее философское произведение, полное глубины и иносказаний он излагает четко, лаконично и внятно. Не затемняет мнимой значимостью, как иные, наводя тень на ясный день. Свой легко узнаваемый хореографический подчерк он свободно использует и в драматургическом пространстве пьесы, создавая ясные и понятные образы. Поэтическое, по сути, произведение он и выражает прозрачным поэтическим языком.

- Самое любопытное здесь для меня было то, что Стриндберг написал эту пьесу не сразу. Он её всё время дописывал. И мне было интересно построение пьесы из отдельных кусков, не связанных логически. Нельзя сказать, чтобы меня вдохновляла одна какая-то идея Стриндберга. Для меня было важным переплетение различных идей. Эта пьеса имеет богатую историю постановок в Королевском театре. Но это не мешало мне строить свою концепцию спектакля. Пьеса Стриндберга дает возможность каждому увидеть нечто своё.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру