В Бородине строят наполеоновские планы

Музей великой битвы возрождается перед 200-летней датой

До празднования 200-летия Бородинской битвы осталось без малого три года. Одним из центров празднования юбилея станет Императорский путевой дворец в Бородине, который будет полностью восстановлен к памятной дате. О его прошлом, настоящем и будущем “МК” рассказали историки-археологи, исследующие то, что осталось от царской резиденции.

— Это будет уже третья реконструкция дворца, — рассказывает с улыбкой замгендиректора Центра историко-градостроительных исследований Игорь Кондратьев. — Первые две были сделаны при Александре III и его сыне Николае II.  

Улыбка историка вполне объяснима: если первые две “реконструкции” правильнее было бы назвать “капремонтом”, то предстоящая — реконструкция в прямом смысле этого слова. В середине прошлого века дворец был сожжен, а его каменное основание разобрано, и теперь строителям предстоит заново построить здание таким, каким оно было 100 лет назад, причем практически на пустом месте. Именно поэтому первыми в Бородино пришли археологи — им надо сопоставить найденное в земле с обнаруженным среди документов. И только после этого строители смогут более или менее точно воссоздать царскую резиденцию на Бородинском поле.  

— Принято считать, что дворец построен для празднования 25-летия Бородинской битвы, но это не совсем так, — рассказывает начальник Можайской археологической экспедиции Института археологии РАН Борис Янишевский. — К моменту празднования на его месте еще стояла усадьба, построенная здесь местной помещицей, сестрой героя Отечественной войны Дениса Давыдова, Александрой Бегичевой.  

Незадолго до юбилея  Бородино и несколько соседних деревень со всеми угодьями были выкуплены за казенный счет и преподнесены в подарок цесаревичу, будущему императору Александру II. Указ о покупке был подписан в день 25-летия Бородинского сражения, а спустя два года на месте усадьбы был выстроен деревянный дворец.  

— Поначалу мы были в некотором замешательстве: юбилей отметили в чистом поле, а за два года вдруг выстроили дворец, — рассказывает Юрий Кондратьев. — Ответ лежал на поверхности:  26 августа 1839 года на батарее Раевского, бывшей центральным укреплением русской армии в Бородинской битве, был торжественно освящен монумент в память доблестных защитников Отечества.  

Для проведения торжеств возвели деревянный дворец для императора, три одинаковых флигеля для гостей, кухню-кондитерскую, большую столовую залу для торжественного обеда, а также ряд хозяйственных построек.  

Следующий активный период жизни дворца приходится на 70-е годы XIX века. Тогда, во время русско-турецких войн, здесь работал лазарет. А вернуть зданию “дворцовый” статус было решено только в конце века.  

— Александр III, сын первого венценосного хозяина Бородинского поля, повелел провести капитальный ремонт усадьбы, — продолжает Кондратьев. — Ее внешний вид сильно поменялся. Стены дворца обложили кирпичеобразной глиняной массой, которая должна была имитировать камень. При раскопках мы нашли много печнины — обгоревших фрагментов этой глиняной облицовки.
К началу XX века дворец начали использовать как музей. Сначала туда можно было попасть по приглашениям, а с 1910 года — по билетам. Но настоящее возрождение дворцового ансамбля произошло накануне 100-летнего юбилея битвы.  

— Дворец, выглядевший как добротная, но вполне обычная помещичья усадьба, оборудовали по последнему слову техники. Сюда провели электричество, водопровод, рядом построили гараж на 40 автомобилей.  

Археологам удалось найти остатки прежней роскоши — к примеру, фарфоровые писсуары и бутылки из-под шампанского. Также сохранилось много деталей водопровода и канализации. С началом Первой мировой войны в бывшем дворце вновь открылся лазарет. А после революции до самой Великой Отечественной здесь была больница.  

Считается, что последними пациентами бородинской лечебницы были немцы, захватившие Бородино в 1941 году. Свидетельство их пребывания — найденные археологами немецкие каски и целые наборы хирургических инструментов германского производства. Немцам приписывается и уничтожение дворца, но, как выяснили археологи, совершенно напрасно.  

По их мнению, это были обыкновенные рабочие, которые, как и многие другие, любили заложить за воротник.  

Бутылки указали и на время пожара: под слоем гари археологи нашли раздавленную рухнувшей крышей кровать, а под ней — снова бутылки. Одна из которых была выпущена в 1944 году, то есть через 3 года после ухода немцев.  

Приблизительно в те же годы разобрали на кирпич и Смоленскую церковь. Она была восстановлена по старинным чертежам и фотографиям только в 1961 году, накануне 150-летия Бородинской битвы.

 Сегодня церковь — единственное строение, сохранившееся с тех времен. А на месте дворцового ансамбля — местная больница, почта, частные дома. Все они будут снесены, правда, только после того, как в другом месте будут построены новые.  

— Дворцовый ансамбль будет восстановлен полностью, — рассказывает Игорь Кондратьев. — Проектирование уже идет, и теперь главная задача историков и археологов — “посадить” все здания на исторические места.  

В первую очередь будет отстроена бывшая столовая палата. В ней разместится фондохранилище музея Бородинской битвы: сегодня часть фондов по-прежнему хранится в Спасо-Бородинском монастыре. Затем будет возведен дворец, флигеля, кухня-кондитерская. После торжеств дворец, как и 100 лет назад, станет музеем, в который переведут значительную часть коллекции.  

— Но работа археологов на этом не заканчивается. Село Бородино существовало задолго до Бородинского сражения, и мы уверены, что множество интересных находок еще впереди, — утверждает Игорь Кондратьев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру