Строптивую укротили хлыстом

Комедия в подарок ко дню рождения убитого балетмейстера

Комедия в подарок ко дню рождения убитого балетмейстера
Возобновлением (после долгого отсутствия в репертуаре) балетной версии знаменитой шекспировской комедии «Укрощение строптивой» в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко отметили день рождения убитого в результате коммерческих разборок худрука Дмитрия Брянцева.

Брянцев возглавлял балетную труппу Стасика почти 20 лет, но тот факт, что балетмейстер успешно сочетал художественное руководство ещё и с коммерческой деятельностью, имея, как говорят, крупный гостиничный бизнес в Чехии, открылся общественности лишь после его внезапного исчезновения в Праге летом 2004 года. Дмитрий Александрович числился пропавшим без вести, пока три года спустя тело застреленного балетмейстера не было обнаружено в 50 км от Праги в лесу Будчевет и после проведения генетической экспертизы. Тело было идентифицировано и захоронено в Москве на Троекуровском кладбище в феврале 2008 года. В результате раскрытия преступления чешскими и российскими правоохранительными органами к этому времени по брянцевскому делу уже были арестованы, а впоследствии осуждены два человека: один из них чех по национальности, а другой - проживающий в Чехии гражданин России. Дело не слишком активно освещалось СМИ, и многие обстоятельства по нему остаются до сих пор непроясненными.

С тех пор прошло два года. Театр убитого худрука чтит (в том, что была успешно проведена реконструкция МАМТа и он на сегодня является одной из лучших театральных площадок Москвы, во многом заслуга покойного, имевшего при жизни большое влияние) и периодически возобновляет его балеты. В конце прошлого сезона в репертуар вернулся «Призрачный бал» - лучшее сочинение в творчестве балетмейстера. Теперь возобновили ещё один его балет - «Укрощение строптивой».

Премьера прошла в Стасике в 1996 году всего лишь через три дня после премьерного показа балета с таким же названием в Большом театре. Перенесенный тогда в Большой популярнейший балет Джона Крэнко был сочинен английским хореографом для Штутгартского театра ещё в 1969 году, однако не шел ни в какое сравнение с брянцевским опусом. Штутгартский вариант казался куда современнее и смешнее.

По прошествии 14 лет и в отсутствие конкурента, давно исчезнувшего с репертуарной афиши Большого, брянцевский балет не смотрится таким уж безнадёжным. Создавший когда-то совместно с Александром Белинским телебалеты «Галатея» и «Старое танго» с Екатериной Максимовой в главной роли, Дмитрий Брянцев не разучился шутить и в пору занятия бизнесом. Главный герой Петруччо укрощает у Брянцева не только свою норовистую возлюбленную Катарину, но и собственных друзей с помощью… длиннющего хлыста, которым с наслаждением и каким-то остервенением бьет по сцене. Кардебалет же балетмейстер заставил ещё и запеть.

Обильно танцевальная, хотя и не слишком изобретательная и выдохшаяся ко второму акту хореография Брянцева дает простор и для воображения балетных артистов. Даже второстепенные персонажи, такие как друзья Петруччо (Евгений Трупоскиади и Денис Перковский) и подруги Катарины (необыкновенна была Инна Гинкевич) или её женихи (особенно хорош Денис Дмитриев) имеют развернутые танцевальные характеристики. Ну а сами Петруччо и Катарина, роскошно исполненные Георги Смилевски и Натальей Крапивиной (на которых Брянцев партии, собственно, и создавал), просто таки захлебываются и упиваются танцем.

Вышедший на сцену перед спектаклем генеральный директор Музыкального театра Владимир Урин, ухитрившийся во вступительной речи ни словом не обмолвиться о трагическом конце хореографа, пообещал вернуть на сцену и другие балеты покойного. Однако теперь, когда творческий путь балетмейстера закончен, можно сказать, что он был прерван слишком рано и Брянцев так и не сумел выработаться в крупного хореографа. Но комедия, конечно, очень редкий гость на балетной сцене. Так что наличие такого развеселого и отнюдь не бездарного спектакля в афише театра совсем нелишне. Существенно и то, что для брянцевского балета композитор Михаил Броннер специально написал вполне сносную музыку, что вообще представляется невероятным по нынешним временам достижением. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру