Церетели вложился в царя

Академики двинули на Францию

Академики двинули на Францию
Российская Академия художеств активно участвует в Годе России во Франции. Во всяком случае, марш академиков во Франции носит полномасштабный характер: современность, история, национальный колорит. Но Церетели не был бы Церетели, если бы и здесь обошелся без сюрпризов.

Наша Академия уже в июне выставит в оранжерее Люксембургского дворца свою “тяжелую артиллерию” в лице Таира Салахова, Дмитрия Жилинского, Александра Рукавишникова, Михаила Посохина, Татьяны Назаренко. А Академия изящных искусств примет проект “РАХ — личности, события, факты истории”. В то время как штаб-квартира ЮНЕСКО соберет художников из южных регионов России. Но это официальная программа. Неофициальная же развивается уже сейчас, хотя началась она буквально несколько месяцев назад и имела несколько детективный налет. Будучи в Париже, в Академии художеств, Зураб Церетели копался в фондах. Буквально споткнулся о свернутое полотно. Попросил, чтобы развернули, а когда развернули — ахнул. На холсте размером примерно 3,5 на 4,5 были изображены российский император с супругой.  

— Слушай, картина была в ужасном состоянии, — рассказывает Зураб Константинович. — Ужас как выглядела — бледная такая, краска осыпалась, сплошной крокелюр. Я сразу решил, что беру ее на реставрацию.  

Картина эта по сути художественный документ, запечатлевший исторический визит русского царя Николая II с императрицей в Париж 7 октября 1896 года. А уникальность события заключается в том, что русский самодержец присутствовал на рабочем заседании французской Академии, которое, как известно, происходило всегда при закрытых дверях. Это событие и запечатлел модный портретист, яркий представитель искусства бель-эпок Андре Бруйе. За круглым столом разместились маститые академики (герцог де Бролье, Сорель, адмирал Жерве, граф Воронцов, генерал Турнье и др.) числом более двадцати, а напротив них — царь Николай, царица Александра Федоровна, мадемуазель Васильчикова и президент Франции Феликс Фор. И на всю эту академическую компанию равнодушно-презрительно со стены взирает кардинал Ришелье в красной мантии.  

В 1897 году картину, выставленную в салоне на Елисейских Полях, тут же назвали гвоздем сезона. “Каждый из персонажей картины представлен с восхитительным сходством”, — писал восторженный критик, но умолчал, что для пущего сходства академики не чинились и ходили позировать в мастерскую художника в квартал Пасси. Что до царя с супругой — как-то неловко было приглашать столь высокие особы для натуры, и мсье Бруйе использовал в работе фотографии. Он так старался, что даже нашел в Париже даму, похожую на русскую императрицу. А с помощью парижского Дома моды восстановил в деталях ее розово-лиловый туалет.  

Обнаруженное в 2009 году полотно сначала хотели везти на реставрацию в Питер, но, поскольку минкульт Франции, на чьем балансе числится картина, не могло быстро оформить документы, решили оставить в Париже.  

— У меня такое ощущение, что парижские мастера работали чуть ли не в три смены — быстро отреставрировали. И превосходно.  

Сейчас “Прием русского царя...” висит в парижской Академии, в июле состоится его официальная презентация, после чего картина переедет на временную экспозицию в Москву. Реставрационные работы лично из своих гонораров оплатил Зураб Церетели, которому в этом году Николя Саркози присвоил звание кавалера ордена Почетного легиона. Он категорически отказывается назвать сумму, в которую обошлись работы, заявляя, что это “непатриотично”. А еще кавалер Церетели намерен в сентябре поставить в Гаскони памятник мушкетерам. Согласно историко-литературной версии, их на постаменте будет четверо, и сходство они будут иметь с нашими киномушкетерами. Так что пора-пора-порадуемся на своем веку.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру