Молодые художники умыли руки

В галерее GMG открылась выставка-тест

В галерее GMG открылась выставка-тест
Куратор выставки «FQ-Test» Андрей Паршиков решил протестировать молодых художников и выяснить, каков у них коэффициент свободы. Андрей считает, что «критическое искусство затрагивает нашу столицу исключительно по касательной». Девять участников теста, художники из России и Восточной Европы и даже США, должны были исследовать проблемы и критически отразить их в своих работах. Корреспондент «МК» проверил, насколько удался необычный тест.

 Нельзя сказать, что галерея GMG блистает на российской арт-сцене. Тем не менее, новые проекты, часто с участием молодых дарований, здесь появляются часто. Словом, галерея Марины Гончаренко всячески пытается доказать свою уникальность. Попытки продолжаются с переменным успехом с 2006 года. Последней из них стала выставка «FQ-Test». Сама по себе идея проекта любопытна: проверить насколько велик коэффициент свободы у молодых художников. Действительно, то, что российская публика увидит в галереях ауктуального искусства подчас далеко от передовых тенденций в современном искусстве. Поэтому, наверное, сейчас стало модным приглашать кураторов из-за бугра. А любой привоз мало-мальски значимой зведзы у нас уже событие. Конечно, по сравнению с 90-ми ситуация выправилась, но все же…

Итак, плоды теста на свободу расместились на двух этажах гаререи. На первом – три работы. Открывает «FQ-Test» американка Лизи Раскин. Девушка пытается понять, как можно любить оружие или атомную бомбу. Бывалые солдаты непрочь украсить свое тело или атомат космополитическим словом «love». Тоже делает Лизи. Только ее автоматы не настоящие – они из дерева. Но кроме оружия Лизи воспроизводит нечто, связанное войной. То есть назвать это атомной бомбой было неуважением к последней. На войнушку в миниатюре объект тоже не похож. Выглядит загадачное нечто так: на столе разбросаны разные предметы. Среди прочих малоузнаваемых вещей можно распознать бутофоский пистолет. Суть ясна. Только вот вопложение не отличается четкостью. Вряд ли Лиза смогла сказать что-то новое о войне, теме и так невероятно избитой в актуальном искусстве.

Следующим прошел текст Арсений Жиляев. Молодой художник посвятил свою работу прекрасным дамам. Заявлена тема была как исследование «утопическх идей женщин ХIХ века и бытование их коллег сегодня». Что за таинственные коллеги женщин так и осталось для зрителей загадкой. На стене галереи были развешаны плохораспечатанные ксерокопии старых фотографий и биографий тружениц советской эпохи. Идея у этих женщин только одна – выполнить и перевыполнить. Можно было бы, наверное, порадоваться, что в наше время, когда советские победы скорее забываются, чем восхваляются, нашелся художник, который помянул добрым словом героических женщин ушедшего строя. Но… К сожалению, и его ксерокопии больше походили на оскорбление. И дам, и зрителя. Текст (даже фамилии) почти не возможно прочесть – слишком уж плохое качество печати.

Оценить коэффициент свободы грузинского автора Ладо Дарахвелидзе хотелось, но не удалось. Его картины, как можно догадаться, связанные с неспокойной родиной, не успели доехать до Москвы.

Главный сюрприз зрителя ожидал около лестницы, между первым и вторым этажем галереи. Здесь появился кровавый рукомойник! Пожалуй, это самая пронзительная работа на выставке. Ее автор, видный художник на российской арт-сцене, Яков Каждан снял простое, но говорящее видео: в карде руки старательно пытаются отмыть кровь. Видео дополнили несколько кранов и мыло, аккуратно разложенное среди зеркал. Проект «I wash my hands» рассматривает проблему чувства вины. А мытье рук – бытовой ритуал, с помощью которого человек пытается смыть с себя отвественность. Такая иллюстрация к выражению «умывать руки» произвела на зрителей сильный эффект. Многие посетители надолго останавливались около инсталляции и, как завораженные, следили на повторяющимися монотонными движениями.
Здесь только одно «но»: можно ли считать художника молодым, когда ему уже 37? Рубеж молодой-немолодой в России так до конца не определен. Премия Кандинского в прошлом году утвердила свою границу – З0 лет. 

Не так долго, как у работы Каждана, зрители задерживались около проектов, представленных на втором этаже. Викентий Комитски решил наглядно показать глобализацию – он перекроил карту мира так, что все континенты стали единым материком. Ученые уверены, что когда-то земля была единой, а только ее разделили океаны. Но для современного человечества идея единства стала большим – границы между государствами, культурами, обычаями стираются. За работу «Together Again» Викентий уже успел получить награду в родной Болгарии. И похоже, не зря. Метод работы художника не нов: многие эксперементируют с картами, а тема глобализации и того чаще обыгрывалась в произведениях арт-мастеров. Но эта вариация на тему оказалась свежей. Этого не скажешь о Ксении Перетрухиной, его коллеги из России. Видео ее авторства вообще сложно назвать искусством. Девушка сняла видеопослание, в котором ее стройная подруга читает текст Ксении на английском языке. Проблема послания приелась до рвоты: речь о вопросе фигуры и погоне на псевдокрасотой. Ксения, по собственному признанию, полная и некрасивая, устами своей стройной подруги, заявляет, что диеты – это зло и пора перестать стыдиться своего веса. В каждом втором блоге любой девушки есть пост на эту тему. И что? Разве мы считаем, эти записи искусством? Разве они разрешили проблему погони за принятыми нормами красоты? Тысячи живописных и интерактивных работ художников разного возраста и пола посвящены этой теме. Но это послание самое заурядное из всех, что я видела. Если толстая, что ж теперь, из дома не выходить? Пободные псевдохудожественные высказывания вряд ли решат проблему.

Другая русская участница «FQ-Test» оригинальнее подошла к проекту. Алина Гуткина решила перенести в GMG граффити-стену из собственной квартиры. В доказательство девушка представила фото, на котором яркая изрисованная стена в центре кадра. Но воспроизведенное в галерее творение – не копия домашнего граффити, а новая вещь. Правда, мне кажется, в стенах галерее идея этой стены теряется. Ведь главное, что каждый может добавить что-то свое на арт-стену. Зрителям же выставки такой возможности не предоставили. И зря. Интерактив всегда интереснее.

Апофеозом «FQ-Test» стал перформанс. Плохо поставленный и затянутый. Девушки в костюмах старательно писали антивоенный лозумг красным лазером. Итог затянутого действа можно было наблюдать несколько секунд. Не очень сильный аргумент прортив войны.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру