Искусство пустили на мыло. ФОТО

Открылась выставка номинантов премии «Инновация»

Открылась выставка номинантов премии «Инновация»

В одном углу - адронный коллайдер из дерева, в другом - площадка для катания на ...мыле! В третьем книга как арт-объект, а в последнем - самая известная русская арт-мистификация. По средине стена в виде лестницы с проектами, задокументированными на видео. Ничего загадка? Так выглядит пятая выставка номинатов премии «Инновация». Уже через две недели станет известно, кто получит награды единтвенной государственной премии в области современного искусства.

Сначала организаторы собирались пойти на эпатаж - покрыть весь пол выставочного зала ГЦСИ мылом! Но испугались, что зрители переломают руки, ноги. Поэтому ограничились небольшой комнаткой. В ней на протяжении всего открытия катались на мыле петербургские Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов. Молодые художники считают, что «дорогостоящий, буржуазный лед» не всегда доступен широким массам. Их вариант - малобюджетный. Технология катания не сложная: снимаем футболки, ботинки и носки, а в руки берем пульверизатор с водой и вперед. Впервые этот перформанс ребята показали на петербургской биеннале «Диалоги», а на «Инновации» он участвует в номинации «Новые генерации». С «Фигурным катанием на мыле» соперничают еще четыре проекта. Это макет здания ЦДХ, сделанный из советской мебели 1970-х. Правда, инсталляцию Саши Ауэрбаха в ГЦСИ можно увидеть только на видео, сам проект сейчас экспонируется в Музее современного искусства. Другая номинированная работа - графические «Фроттажи» Александры Галкиной. Девушка перевела на бумагу рельефы и текстуры городских учреждений по всему миру. Рядом с ней уменьшенная копия «Терраконовой долины» Ильи Гапонова и Кирилла Котешова. Это длинная черная горизонталь русского пейзажа, который можно видеть за окнами поезда Москва-Владивосток. Единственная молодая художница из другой страны, азербайджанка Рена Эффенди, показывает снимки из серии «Дом счастья»: фото из Дфорца бракосочетаний, где женятся жители Ферганской долины.

ФОТО

Вообще на выставке нет ни одного произведения, представленного целиком. Пространство ГЦСИ не позволяет развернуться. Поэтому организаторы показывают реплики работ художников. Кураторские проекты (Товарищество «Искусство или смерть», «Кудымкор», «Живопись кино», «Х Медиа Форум» и «М'АРСово поле») только на видео. Так же, как и региональные проекты. А для номинации «Теория. Критика. Искусствознание» отведена комната с черными стенами. Получился маленький читальный зал. Интересно, что одна книга попала в основную номинацию «Инновации». На звание «Произведение визуального искусства» претендует коллективный труд страниц на пятьсот «Поездки за город». Фиолетовый стол с книгой, на на стенах фотографии с описанных в книге арт-акциях - вот и весь объект.

В той же номинации представлена часть адронного коллайдера Николая Полисского. Деревянная махина, символизирующая торжество научного прогресса, уже неоднократно выставлялась. Сначала целиком в Люксембурге, потом на проекте «Фабрика» в Москве и в ЦДХ на Премии Кандинского. Жаль, жюри Премии Кандинского не оценило масштаб и ценность творения. Было бы справедливо, если бы мастеру, который взрастил целую артель молодых художников и сделал невозможное - популяризировал современное искусство в масштабах одной деревни -, дали награду за его последний масштабный труд. Но у Полисского серьезные соперники - Павел Пепперштейн с антиутопическим проектом «Ландшафты будущего». Пепперштейн тоже был одним из главных претендентов на Премию Кандинского, но уступил Вадиму Захарову. Много шансов взять «Инновацию» у Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Художники создали серию современных арт-объектов - например, деревянный череп Буратино - и поместили их в традиционный музей. Авторы признаются, что зрители не всегда отличали их современные вкрапления от базовой экспозиции. Энтузиасты даже организовали в Венском музее истории искусства экскурсию по их арт-объектам. Работы, вошедшие в «In Situ”, создавались несколько десятилетий. И вообще, Макаревич и Елагина - одни из самых заслуженных художников в отечественном актуальном искусстве. А как известно, «Инновация» не любит скандалов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру