Весь первый этаж фонда “Екатерина” посвящен “Индустриальной археологии” четы Бехер.
— Чтобы сделать эти снимки, супругам Бехер приходилось иногда неделями ждать подходящей погоды, — вещает директор Дома фотографии Ольга Свиблова. — В отличие от других выдающихся фотографов своего времени Бернд и Хилла еще и педагоги. Основанная ими Дюссельдорфская школа фотографии выпустила целое поколение замечательных фотографов.
Бернд и Хилла встретились в 50-х годах и сразу начали снимать индустриальные постройки. Угольные шахты, элеваторы, водонапорные башни, попав в объектив Бехеров, превращаются в концептуальное искусство. В нескольких залах — продуманная типология индустриальных построек со всего мира. Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания... В веренице снимков легко различить типы. Вот серия зданий, напоминающих рюмки (на тонком основании, расширяющиеся вверху). Или наоборот — башни-бутылки. Элеваторы, похожие на граненые цилиндры, шахты-кубы, доменные печи с однотипными разветвляющимися трубами. Вот она, романтика урбанизации!
Путь к признанию для Бехеров был тернист. То в родной Германии их принимали за коммунистических шпионов, то не пускали в СССР из-за якобы бюрократических неразберих. Тем не менее они стали первыми фотографами, получившими приз Венецианской биеннале. И в какой категории? Скульптура! Как еще назвать их типологии? Кстати, сами Бернд и Хилла назвали объекты, которым посвятили всю жизнь, “мушками-однодневками”. Промпостройки быстро устаревают, их нужно часто обновлять, ремонтировать. Так что им повезло застать здания ХIХ и начала ХХ в., которых уже нет.
А вот темы Энтони Сво, политического репортера, далеки от концептуального искусства, зато близки переживаниям общества. Сво — хроникер своего времени и своей страны. Его выставка получила название “Потерянный рай. Америка во время кризиса”. Поражающие своей массовостью забастовки и опустевшие стоянки заводов, закрывшихся во время кризиса, — все это попало в его объектив. Но автор считает, что не только события последних лет должны быть на этой выставке. Он начинает выставку с предыстории, с инаугурации Джорджа Буша. Именно это событие стало его первой съемкой после 20 лет отсутствия в США. Все знаковые события — 11 сентября, война в Ираке, ураган “Катрина” и даже проблема мексиканской эмиграции — связаны, по мнению Сво, с финансовым, политическим и моральным банкротством его страны.
Выставка Энтони Сво “Потерянный рай. Америка во время кризиса” организована при поддержке MasterCard.