Для выставки работ Марка Ротко в центре “Гаража” специально построили отдельный зал с внушительными дверями. Чтобы пресса не попала раньше времени в заветный зал, запертый проход охраняли люди в черном. Спустя час Даша Жукова представила проект, запинаясь, прочитала текст по бумажке: “Эти картины из частной коллекции, бережно собранные потомками художника”.
Известно, что шедевры привезли из Нью-Йорка, из закрытого хранилища The Pace Gallery. Все остальное — слухи, в которых фигурируют имена нью-йоркского финансиста Эзре Меркина, финансовая пирамида Бернарда Мэдоффа и Романа Абрамовича, якобы купившего коллекцию работ Ротко.
Маркус Роткович родился в Российской империи в 1903 году, в городке Двинске (ныне латвийский Даугавпилс). В 1913 году отец будущего художника решает уехать из России, чтобы детей не забрали в армию. Детство Маркуса прошло в нищете: ему приходилось, например, подрабатывать в прачечной. Однажды приехал к своему другу в Нью-Йоркскую школу искусств и понял, что его судьба принадлежит искусству. Попробовав себя в разных стилях, к 1940 году художник создает “живопись цветового поля”. Именно тогда он сокращает свои имя и фамилию до по-американски простого — Марк Ротко.
Единственная персональная выставка художника в России проходила в Петербурге шесть лет назад. Позже работы мастера можно было увидеть в Третьяковке на групповой выставке. “Гараж” же представляет классического Ротко.
Ведущий представитель абстрактного экспрессионизма был противоречивой и загадочной фигурой. Например, Ротко предложили написать серию картин для респектабельного ресторана “Времена года” — самого фешенебельного места в небоскребе Сигрэм-билдинг. Ему предложили огромные деньги за выполнение заказа. Но в последний момент, когда картины уже были нарисованы, художник вернул задаток и разорвал контракт. Почему? Он не хотел, чтобы его искусство развлекало богачей.
Главный свой заказ мастер получил в конце жизни. Потрясенные работами Ротко коллекционеры из Хьюстона предложили художнику оформить католическую капеллу св. Фомы. Сейчас ее называют “капеллой Ротко”. Заказчикам было все равно, какого вероисповедания художник (Ротко — еврей-ортодокс, с 5 лет изучал Талмуд). Цель — соединить художественное мышление и религиозную духовность. Необычное здание представляет собой восьмиугольник, к которому примыкает прямоугольные комнаты. Для них-то Ротко и создал огромные полотна. Следуя своим религиозным убеждениям, которые запрещают изображение Бога, мастер пишет священный образ исключительно при помощи цвета. Эскизы к этим картинам — в “Гараже”. Сам Ротко так и не увидел, как капелла открылась для верующих. За год до этого, в 1970 году, он принял лошадиную дозу снотворного и перерезал себе вены. Он скончался на пике славы и признания. Но и сегодня цены на картины растут с каждым годом: иметь у себя Ротко сейчас — показатель богатства и вкуса. Если бы художник знал об этом, то сильно бы расстроился: он никогда не хотел служить богачам.