Пришло время жениться. ФОТО

“МК” посчитал московских женихов и невест

“МК” посчитал московских женихов и невест
“Женитьба” по-мхатовски (Юрий Стоянов — Кочкарев, но не в виде качка).
Быть или не быть — это не вопрос. Сегодня в Москве актуальнее — жениться или не жениться? Во всяком случае, в семи центральных театрах играют “Женитьбу” Гоголя. И только в апреле “Женитьба” трижды сняла урожай: в Табакерке, в “Коляда-театре”  (привезена из Екатеринбурга), в МХТ им. Чехова ­— на выпуске. Кто как в столице женился и женится, наблюдал обозреватель “МК”.

Гоголевскую “Женитьбу” впервые в России поставили 168 лет назад (1842 год) в Александринском театре. В Москве, в Малом, сыграли год спустя на бенефисе самого Щепкина. С тех пор эта странная вещица с нравственными муками по поводу брака пошла гулять по российским подмосткам. Первая экранизация, с Эрастом Гариным, датирована 1936 годом. Пьеса связана с великими именами, на главные и даже на второстепенные роли всегда назначали премьеров театра.  

— Гоголь всегда делал кассу. Особенно “Женитьба”, — говорит Николай Коляда, который всегда на особый манер “перешивает” классику.  

В его “Женитьбе”, которую он только-только отыграл в Центре на Страстном, все не как у людей. У него невеста, Агафья Тихоновна (замечательная Наталья Гаранина), немолода, толста и в очках с одним заклеенным глазом. Здесь же самовар, балалайка, Пушкин и Гоголь с цитатами из разных произведений. А Пушкин еще и в виде бюстиков. Тут же — кукольный театр, лубок и опера “Травиата”. Исконно-посконное, малобюджетное, но более чем оригинальное и уморительно смешное зрелище. Особенно забавно разыграно явление женихов, делающих невесте “козу”: “Ути-ути-утеньки, пуси-пуси-пусеньки”.  

ФОТО


Николай Коляда:  

— “Женитьба” для меня — это еще и могучий русский язык. Герои Гоголя говорят так красиво, такие красивые у него диалоги, как будто розовые яблочки катаются по страницам.  

Нельзя не согласиться. Вот послушайте, как, например, говорит сваха Фекла (нелепая, худая, остроносая): “Как рафинад! Белая, румяная как кровь с молоком, сладкая такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны”.  

У Коляды было все так смешно, так ржал зал, что и не заметил, как подошел к краю… могилы. Да-да, вы не ослышались, Подколесин (удивительный актер Ягодин) — бледный, сутулый, нервный — у Коляды не в окно сиганул, а в могилу. Тихо в зале сразу стало и холодом повеяло. Жуть.  

А вот в Табакерке, напротив, потенциальный жених, как говорится, в шоколаде. Все у него есть — хорошо ест, спокойно спит, о партикулярном платье думает. Но чего-то не хватает. Жены? Конечно, и деток еще.  

В подвальном театре Подколесина играет артист тонкой природы Виталий Егоров. Драма его героя весьма актуальна: преференции он отдает личному комфорту: “Право, как подумаешь: через несколько минут — и уже будешь женат. Вдруг вкусишь блаженство какое… Однако ж, что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаяния, ничего, ничего — все кончено, все сделано…”  

Вот интересно, современных мужчин раздирают подобные сомнения?  

— Скажи, Виталий, а ты испытывал муки Подколесина? — спрашиваю Егорова.  

— Честно? Я испытывал, и, думаю, у каждого мужчины нечто подобное случается, только в разной степени. У меня вот, например, есть друзья, не женатые до сих пор. И полагаю, что чем дальше, тем больше они боятся жениться.  

Художественный театр в Камергерском. Новая “Женитьба” — на подходе, сыграют в мае. Репетирует Игорь Золотовицкий, который в прежней мхатовской постановке (1997 года) играл и Анучкина, и даже Подколесина. “А еще Никанор Иванович Анучкин. Это уж такой великатный! а губы, мать моя, — малина, совсем малина! такой славный. “Мне, говорит, нужно, чтобы невеста была хороша собой, воспитанная, чтобы и по французскому умела говорить”. Да, тонкого поведенья человек, немецкая штука! А сам-то такой субтильный, и ножки узенькие, тоненькие”.  

Он уверяет, что, как все вышли из гоголевской “Шинели”, точно так же все мы женихи и Агафьи Тихоновны.  

Игорь Золотовицкий:  

— Вообще у Гоголя все инопланетяне, не то что мы. Поэтому Кочкарев у него легко входит в стену. И у Гоголя нет предела одиночеству. Если говорить про сегодняшний мир, про человека, то мы не видим друг друга. И про это тоже наша “Женитьба”.  

Художественный, конечно, выставляет серьезную актерскую артиллерию старшего и среднего поколения — Беляев, Плотников, Хаев, Барнет, Добровольская, Шульц, Пегова. А вот неожиданное приглашение в ансамбль — Юрий Стоянов из Петербурга. Режиссер Золотовицкий покажет широкой публике не только популярного скетчмена, но и замечательного театрального артиста, который до телевизионной славы служил, между прочим, в БДТ в Петербурге.  

— Я уверен, что Юре нужно это возвращение в театр.

ФотоРЕПОРТАЖ с российских и столичных женитьб смотрите на сайте МК.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру