Искусство с кровью

В подмосковном поселке открылась выставка почти по Хичкоку

В подмосковном поселке открылась выставка почти по Хичкоку

Кровавые подтеки? Темнота? Бассейн?.. Обстановка прямо-таки для хичкоковского «Психо». Хотя эта инсталляция художника Александра Дашевского могла бы стать отличной декорацией и для современного молодежного триллера. На самом деле Дашевский изобразил советский бассейн. Сначала на картинах, а потом и в жутковатой инсталляции, разместившейся внутри настоящего недостроенного бассейна. Ржавчина, старый кафель, оголенные куски стены там, где плитки уже нет - вот главные герои работ. Суровую эстетику выставки «Бассейн», открывшейся в подмосковной галерее «Atlas», оценил корреспондент «МК».

Поля, снова поля, а затем дорога упирается в ворота. Это коттеджный поселок Немчиново. Где-то недалеко в 1930-х годах творил Казимира Малевича. Художнику так понравился этот поселок, что он завещал похоронить себя именно здесь. Что и было сделано. Продолжать художественные традиции в Немчиново решила Анна Азорнова, которая превратила собственный дом в выставочный зал. Уже полгода галерея «Atlas» выставляет современных художников. Очередной находкой стал проект «Бассейн» петербуржца Александра Дашевского. В экспозиции 18 полотен и инсталляция, созданная из подсвеченных изнутри лайт-боксов. Молодой по меркам искусства художник (Саше 30 лет) уверен, что бассейн - это культовое сооружение.

- Советские бассейны даже часто располагали в бывших храмах, - рассказывает Дашевский. - Однако бог, которому там служили - не спорт и не здоровье. Это разум и его носитель - человек волевой, разумный. А разрушенный бассейн - это разрушенный храм. Битый кафель, пустая чаша - следствие попытки покорить то, чему нужно покориться.

В своих работах Дашевский вглядывается в «разрушенный храм» настолько пристально, что можно рассмотреть каждую трещинку. Сам автор называет свою манеру «Новый Суровый Стиль». Только в отличие от художников-шестядесятников, вполне в духе реализма воспевших героизм простых рабочих, Дашевский не поэтизирует дела или судьбы. Его волнует поэтика прозрачной воды, символизирующей устремленность в будущее, и опустошенного бассейна, выступающего в роли наступившего настоящего.

Рельефная текстура, гармония светлых и темных мест на полотне выписаны со старательностью студента. Что делать, академичность остается отличительной чертой петербургских художников. А Дашевский выпускник Академии художеств им. Репина.

Крупный план битого кафеля, ржавых труб и сбитых кранов художник передает с фотографической точностью, издалека они вполне фигуративные, и при этом они  абстрактны, если смотреть с близкого расстояния. Баланс на грани двух радикально противоположных направлений - это и есть проявление глобализации в искусстве? По крайне мере так чувствует художник. Кстати, о глобализации: несмотря на то, что «Бассейн» - первая выставка Дашевского в столице, вернее около нее. Но он не раз выставлялся в Германии, Швейцарии и США. Зарубежные коллекционеры раскупают его работы с непринужденной легкостью. И понятно почему: его полотна отлично вписываются в интерьер, что для актуального художника скорее минус, чем плюс.

Но на московскую публику, падкую на шоу и всяческие эффекты даже в искусстве, пленила инсталляция Дашевского. Из аккуратной светлой комнаты вы попадаете в мрачное помещение... В комнате, с заклеенными черными пакетами окнами, свет исходит только от окровавленных лайт-боксов. Так художник изображает душевые кабины. Перед ними пропасть. По крайне мере в первые мгновения создается такое ощущение. На самом деле трехметровое углубление в полу - ни что иное, как недостроенный бассейн. Но на дне серой ямы виднеется синева воды. Это небольшие лайт-боксы, напоминающие фрагменты пазла, на котором нарисован океан. Картину дополняет проекция, демонстрирующая  на стену сливной сток. Впечатление такое, словно здесь уже какого-то убили. Дашевский и сам не ожидал такого эффекта.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру