— Сергей, вы назвали направление, в котором работаете, “брендреализм”. Идея — в замещении духовного материальным. Это болезнь нашего общества?
— Я бы сказал, это некая данность. Иисус Христос, папа римский, ислам — даже религиозные темы стали брендом. Исчезла некая сущность религиозного чувства. Бердяев называл это секулярностью общества. Вот мы живем в этом секулярном обществе. Внутренняя сущность человека уходит на второй план.
— И какие бренды попали на полотна?
— В концепцию брендреализма, как ни странно, вписывается все. Сергей Шнуров в сознании людей — это бренд.
— И этот бренд будет на выставке во плоти, как говорится?
— На открытии я должен появиться. В качестве живого экспоната.
— Ваши клипы сродни перформансам. Вы не думали сделать акцию на открытии?
— К клипам я отношусь действительно как к перформансам. Но живого зрителя мне хватает на концертах. Поэтому акций не будет. Любой свой концерт я рассматриваю как перформанс.
— До “Ленинграда” был проект электромузыки “Ухо Ван Гога”. Какие у вас пристрастия в живописи?
— Мне вообще интересно искусство, история искусства. Если любого художника выдернуть из контекста, он будет неинтересен.
— Вы признавались, что в 90-е подделывали голландских живописцев. Это правда?
— Сущая правда. Это был нормальный заработок по тем временам. Приходили заказы, я их выполнял. А потом, как было принято говорить в те времена, тема закончилась. Я специализировался на Яне Брейгеле Бархатном (фламандский живописец и гравер XVI—XVII вв. — М.М.). Занимался некой салонной живописью.
— Вы попробовали себя во множестве профессий — от грузчика до дизайнера. Быть художником что значит для вас?
— Я не профессиональный художник.Мне нравится процесс постижения тайн, секретов. Собственно души и ремесла. Я всегда учусь.
— А чему научило искусство?
— Примерно тому же, чему и математика, мир — это удивительная штука.
— Много у вас было выставок?
— Штуки три-четыре было. Это будет моя первая выставка в Москве. Просто картины больших форматов, и их сложно перевозить.
— Ходите на выставки?
— Не могу сказать, что я завсегдатай салонов. Я исповедую такую концепцию: если мне что-то нужно, то я обязательно это увижу или услышу.
КАРТИНЫ