Для электромонтажников Михаила Смирнова и Алексея Кукурудза рабочий день не предвещал сюрпризов. Всего-то надо было установить электрощит. И тут они заметили, что кирпичная кладка стены вскрыта. Дело было около так называемой Церковной лестницы, которая ведет к Малой церкви. Рабочие вынули несколько кирпичей, посветили в пустоту фонариком и ахнули! Они увидели очертания статуи. Когда кладку разобрали, выяснилось, что это большая скульптурная композиция из тонированного под бронзу гипса. Она изображает мальчика и мужчину. А рядом со скульптурой нашлось и послание от изобретательных предков, сделанное на старом календаре: “Скульптурная группа, оставленная в З.Д. музеем Революции и замурованная в дверн. проем, заделанный кладкой с двух сторон в восточной галерее З.дворца, февраль 1947”.
Выяснилось, что автор скульптуры Владимир Беклемишев (1861—1920). В 1888 году он, выпускник Императорской академии художеств, отправился в Италию. Там мастер создал серию своих главных работ — “Христианка первых веков” (1891, мрамор), “Как хороши, как свежи были розы” (1892, мрамор, бронза) и “Беглый раб” (1891, гипс тонированный). О “Беглом рабе” последние годы было ничего неизвестно. В каталоге Третьяковской галереи от 1977 года скульптура значилась как несохранившаяся.
— Конечно, для истории искусства это не столь существенная находка. Но все равно приятно и неожиданно, — сказала “МК” начальник отдела скульптуры ХVIII—ХIХ вв. Третьяковки Ирина Красникова.
Зато необычная находка стала важным открытием для специалиста по творчеству Беклемишева Натальи Логдачевой. Сотрудник Русского музея сейчас собирает выставку, посвященную 150-летию мастера.
— Видела скульптуру пока только на фото, — рассказывает Наталья “МК”. — У одной фигуры не хватает руки, но в остальном она прекрасно сохранилась. Эта скульптура имеет этапное значение для творчества Беклемишева: за нее и несколько других скульптур он получил “академика”.
— Зачем замуровали скульптуру?
— У меня есть два предположения. Либо это была временная мера, а потом о скульптуре просто забыли. Или ее действительно таким способом хотели сохранить.
Истину еще предстоит выяснить специалистам. А публика сможет рассмотреть необычную находку в 2011 году, когда в Русском музее откроется юбилейная выставка мастера академической школы Владимира Беклемишева.