Дирижер дирижеру дух

Владимир Ашкенази: «Победитель Светлановского конкурса удивительно сливается с музыкой»

Владимир Ашкенази: «Победитель Светлановского конкурса удивительно сливается с музыкой»
Андрис Пога
…Жюри удаляется, жюри возвращается, одно лишь слово на устах (при скоплении русско-французской прессы): «У нас есть первая премия!». И все: ахх! Так в дождливом Монпелье завершился авторитетный дирижерский конкурс им. Евгения Светланова: русских, увы, поздравить не с чем. Двое из трех не прошли даже во второй тур. Третий участник (Илья Гайсин) пусть и прошел, да там и остался. Обидно? Допустим. Зато победитель (30-летний латыш Андрис Пога) влюбил в себя критиков чуть не со старта… Удивительно, но триумф его был неоспорим.

Хотя шептались до последнего – а вдруг не он? Пятерка сильнейших взаправду мощна была как никогда: въедливый и скрупулезный немец Кристоф Альтштадт (2-я премия плюс премия симпатий оркестра), юный, смелый, остроумный израильский дирижер Даниэль Коэн (3-я премия), магнетичный харизматик Роберт Тревино (США) и обаятельный, гиперсексуальный маэстро из Венесуэлы Доминго Индоян… Любого прямо сейчас бери и ставь худруком на иной брендовый московский оркестр. Шутки шутками, но ребята из без того причастны к руководству солиднейшими коллективами планеты, одно слово – элита. Жаль, что пока шлейф этой славы почти не касается России (хотя все говорят, что именно у нас существовала и существует дирижерская школа как явление; парадокс!).

– Андрис, вы отлично говорите по-русски!

– Да, но в России ни разу не был, был в Украине. Хотелось бы, конечно…

– Вы продолжили славную летопись знаменитых латышских музыкантов современности, начиная, от Мариса Янсонса…

– И я очень горд за свою страну (кстати, в свое время посещал мастер-классы Янсонса). Не скажу, что так уж люблю конкурсы. В них я участвую второй раз. Куда менее «стрессово» просто поработать с оркестром (Андрис регулярно дирижирует Латвийским национальным оркестром и симфо-ансамблем «Рига») – ведь для того, чтобы чего-то добиться, нужно куда большее время. В любом случае – это опыт. Драгоценный. Знаете, что самое главное? Говорят – «дирижерская техника», еще что-то… Нет. В первом же раунде я почувствовал волшебный контакт с оркестром, между нами прошла искра, да тут словами не объяснишь!

– И только после этого всё получилось…

– Разумеется. Пойман взгляд, настроение, оркестр отозвался и результат получен! А сейчас, простите, должен идти готовится к завтрашнему гала-концерту с Четвертой симфонией Чайковского, волнуюсь. Такой конкурс! Это же имя Светланова, которого я так ценю как дирижера и композитора. Много смотрел его видео-записей с концертов, в том числе и ту его вещь, которую мы играли в Третьем туре – рапсодию «Картины Испании». Его очень интересно слушать, даже когда сам маэстро излагает свое произведение иначе, чем написал…

 Национальному оркестру Монпелье – отдельное спасибо. Ребят неделю гоняли в хвост и в гриву, вы можете представить – каково это: подстроиться под 18 дирижеров-личностей? К 8.30 утра приезжали к 2000-ному залу Le Corum на своих мотороллерах да великах, в полдвенадцатого ночи уходили, пропуская сквозь себя сложнейшие сочинения!



Однако, после объявления результатов, маэстро Ашкенази уже спешит на самолет. «МК» его не отпускает:

– Чем лично вас удивил этот конкурс? Его победитель?

– Конкурс неплох. Хотя выбор был непростой. Не единогласный. Обсуждали долго. Впрочем, большинство участников голосовало за Андриса. Почему? И я, и члены жюри именно в нем увидели нечто духовное, понимаете? Не знаю, насколько он будет успешным дирижером в дальнейшим. Хотя карьера у него сложится приличная. Просто он может не всегда нравиться абсолютно всем. Есть разные страны, разные оркестры, тут трудно предсказать…

– А вы бы играли под его руководством?

– Нет, если «примерить на себя» – то для меня он – в самый раз. Мне было бы удобно. В нем есть главное: слияние с музыкой. Он любит музыку большой искренней любовью, это видно. И это нельзя обойти вниманием. Это, простите, от бога дается. Ребята, взявшие 2-ю и 3-ю премии тоже хорошие, но вот этой вещи у них не было. Так что касательно Андриса – дело за будущим. Каким-то людям, повторяю, он будет нравиться. Жест ведь идет от сердца, и никто не скажет, почему у одного получается фраза, баланс, а у другого нет…

– К тому же он немногословен…

– Самые гениальные дирижеры вообще почти ничего не говорили. И я очень мало говорю. Очевидно, и не надо, если все получается. А почему получается – кто знает? Наше дело – сплошная мистика!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру