Специально в расчете на индивидуальность этого артиста в год России—Франции Большой как раз и добавил в свой репертуар вошедшее в классику мировой хореографии легендарное творение основоположника современного французского балета. Премьера только что триумфально прошла на Новой сцене Большого театра.
— Этот балет идет на самых престижных сценах мира, и его танцевали многие выдающиеся артисты, такие, как Рудольф Нуреев и Михаил Барышников, — рассказал “МК” Ролан Пети. — Но редко я видел исполнителей такого уровня, как Иван Васильев. Он феноменален, просто летает по сцене. Плюс огромнейшее обаяние, заставляющее ему сопереживать.
Этот 18-минутный шедевр на двух танцовщиков был создан совсем юным Пети еще в 1946 году как воспоминание о Нижинском. Даже на стене мастерской в самом спектакле Кокто разместил потом нарисованные им профильные портреты Нижинского. Борис Кохно, бывший личный секретарь Дягилева, и Жан Кокто, тоже соратник Дягилева, известнейший поэт, режиссер и художник, захотели прославить своего любимца — одноклассника Пети по школе Парижской оперы 22-летнего Жана Бабиле. Создать для него что-то вроде “Призрака розы” — легендарной роли Нижинского, но на новый лад.
Кокто сочинил сюжет для пришедшего к нему с просьбой Пети за несколько минут, только выйдя из ванной. Джазовые мелодии из модной тогда американской песенки “Фрэнки и Джонни”, под которые репетировался балет, Кокто в день премьеры заменил “Пассакалией” Баха. Бабиле и Пети проснулись наутро знаменитыми. В большой моде тогда была философия экзистенциализма. “Пограничная ситуация”, проблема выбора жизни или смерти после войны заинтересовала многих интеллектуалов. И это был балет о Призраке Смерти. Юноша ждет возлюбленную, а встречает соблазнительную красотку, которая оказывается Смертью.
С того времени вписаться в “Юношу и Смерть” мечтают самые титулованные танцовщики, но удается это далеко не каждому.
Иван Васильев танцевал легендарную партию истово, выпукло вырисовывая характер и обнаруживая новые грани своего по-настоящему актерского дарования. Это не хрупкий юноша декадентского пошиба, а брутальный, наполненный жизненными силами герой. Оттого и конфликт со смертью выглядит тут настолько острым, что некоторые из зрителей (видел собственными глазами), не выдержав, плакали на спектакле…
В образе роковой соблазнительницы на премьере предстала балерина-депутат Светлана Захарова. И она тут не была похожа ни на одну из своих прежних героинь. Для танцовщицы, которую часто упрекают в отсутствии драматической выразительности, это настоящая актерская победа и одна из лучших ее ролей.
Сам балет, несмотря на прошедшие почти 65 лет с момента премьеры, по-прежнему производит ошеломляющее впечатление. Нескончаемые овации зрительного зала превзошли по длительности сам спектакль. Да и французский классик остался настолько удовлетворен работой артистов, что отдал им все три премьерных дня, не мысля никакой замены. А кроме того, самый юный премьер Большого даже вдохновил Пети на сочинение в недалеком будущем нового балета. Теперь уже специально на него.