Миссия России

В сегодняшней непроглядной тьме, которая окутала Россию, громче всех слышны голоса унывающих

В сегодняшней непроглядной тьме, которая окутала Россию, громче всех слышны голоса унывающих
 Все чаще мы слышим пророчества, что у нашей страны нет будущего. Следует признать, что этот безнадежный взгляд на будущее России не беспочвенен. Алкоголизм, наркомания, демографический кризис, который только нарастает, — все это, казалось бы, не дает места радостным прогнозам. Тем более странным кажется факт в это беспросветное время издания книги философа и публициста Виктора Аксючица “Миссия России”.

Это далеко не первая книга Аксючица. Но впервые выходит роскошно изданный том, в котором органически переплетаются история нашей отчизны с сегодняшним днем. Важно, что издатели сочли возможным проиллюстрировать историософские взгляды мыслителя богатейшим набором русских художников и фотографов. Воссоздается несправедливо забытый тысячелетний пласт российской культуры, заложенный древнерусскими иконописцами и счастливо развитый и продолженный художниками — нашими современниками.  

“Миссия России” — своеобразное развитие тезиса немецкого философа Гегеля об “исторических” и “неисторических” народах. Русский народ Гегель, безусловно, относил к “историческим”. Он считал, что исторические народы являются своеобразными руслами для потоков Святого Духа. Исторические народы движут историей человечества, внося посильный вклад в его материальную и духовную эволюцию. Из всемирной истории невозможно вычеркнуть имена Андрея Рублева, Максима Грека, Пушкина, Достоевского, Лескова, Блока, Пастернака, Шаламова. Они давно уже стали достоянием не только российского народа, но вошли во всемирный культурный фонд. Именно этот культурный пласт дает основания Аксючицу для оптимистического взгляда на будущее России.  

Немало места в книге уделено тем тупикам, в которых время от времени оказывался российский народ. Тщательный анализ исторических ошибок помогает осознать пройденный нашим народом нелегкий путь. Важно то, что мыслитель не зацикливается на исторических ошибках и тупиках. Он призывает переосмыслить, осознать ошибки, совершенные нашими предками. Автор называет свою позицию “трагическим оптимизмом”: осознавать трагичность нашего состояния, но видеть реальные основания для упования. Только при этом условии он видит грядущие перспективы. И в этом его взгляд во многом созвучен историческому видению Александра Солженицына.