Юрий Соломин: “В каждом из нас сидит Хлестаков”

Юрию Соломину — 75.

Адъютант Малого театра. Он же его художественный руководитель. Хлестаков в молодости, Фамусов сейчас, да еще его превосходительство господин де Мольер. Народный-пренародный, успевший побывать даже министром культуры. Юрию Соломину — 75. Его семейный альбом плавно переходит в творческий отчет перед привередливым зрителем. Давайте его полистаем.

Это 41-й год, город Чита. В декабре родился мой младший брат Виталий, и мы с отцом ходили в родильный дом его забирать. Я — ребенок войны, так что, хотя мы и не были в оккупации, пришлось пережить большие тяготы. Но все равно о детстве остались хорошие воспоминания. Было голодно, но все равно весело, было много друзей, в школе хорошие учителя. Папа и мама — люди искусства, получали копейки, поэтому трудились на многих работах. За мной и Виталием они мало смотрели.

 

Моя большая первая роль — Безайс. Спектакль назывался “Когда горит сердце”, 1957 год, режиссер Андрей Гончаров. Я играл во втором составе в очередь с Никитой Подгорным.

“Ревизор”. Я — Хлестаков, Городничий — Ильинский, он же режиссер спектакля. Я очень благодарен Игорю Владимировичу за доверие. Ведь до этого он сам был блестящим Хлестаковым и в Театре Мейерхольда, и в Малом. Хлестакова я играл долго, лет 15. За это время понял: в каждом из нас сидит Хлестаков.

“Адъютант его превосходительства”. Этот фильм принес мне не только всесоюзную, но и европейскую известность. Приезжали съемочные группы из ФРГ, ГДР, Венгрии, Болгарии, Польши — снимали, как я живу. Мне повезло с блестящим режиссером Евгением Ташковым. А в этом кадре мы с Владиславом Стржельчиком, прекрасным человеком и внутренне, и внешне. Владислав Игнатьевич приходил к нам в Малый на репетиции и даже ко мне домой. Я ему очень многим обязан.

Фильм “Дерсу Узала”, за который мы получили “Оскар”. Нас, естественно, тогда в Голливуд не пустили. Этого “Оскара” мне как-то показали на расстоянии, а я: “Дайте подержать и сфотографируйте, а то дочка не поверит”.

Это письмо Нагами-сан, работавшей вторым режиссером у Куросавы на “Дерсу Узала”. Для него она была правой рукой, ногой, чуть-чуть говорила по-русски. Куросава работал только с ней. Она до сих пор жива, чудесный человек, творческий, очень котируется в Японии, но ни с кем, кроме Куросавы, больше не работала. Когда я приезжаю в Японию, она всегда меня встречает. Последний раз я там был три года назад с “Тремя сестрами”, она, уже совсем старенькая, опять встречала меня. Мы с ней открывали ресторан имени Акиры Куросавы.

С женой и внучкой. С Ольгой Николаевной мы поженились в 56-м. Четыре года назад у нас была золотая свадьба, а мы об этом забыли. Зато студенты напомнили и отпраздновали так, что мало не показалось. Когда мы расписались, денег ни у кого не было, не на что было даже кольца купить, так что свадьбы как таковой у нас тогда и не случилось. Внучка Саша учится на втором курсе консерватории, ей скоро 20. А дочка, ее мама, живет за границей.

Собаки — моя страсть. К сожалению, этой немецкой овчарки уже нет. Сейчас у меня только дворняжки остались. Предлагали завести новых, породистых, но после смерти моей любимой собачки никого взять уже не могу.

Спектакль “Дядя Ваня”, режиссер Сергей Соловьев. Мне с ним очень хорошо работалось. Постановка середины 90-х. “Дядя Ваня” шел у нас очень долго, я играл дядю Ваню, а брат Виталий — Астрова. Когда Виталий умер, заменить его уже никто не смог, и спектакль мы больше не играли.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру