- Наша отрасль, к сожалению, как и в очень многих странах, находится на задворках, - говорит реставратор. Древность и то, что называется истоками культуры, - предмет, который многих интересует, но от него нет никакой финансовой отдачи. Реставрация требует довольно много вложений, а средства на нее выделяются по остаточному принципу.
Дело в том, что сейчас масса памятников в заброшенном, законсервированном состояние. Например, в Великом Новгороде около десятка храмов, у которых не завершены реставрационные работы. А это значит, что храмы, в которых сохранилисьфрески XII-XIV веков, не доступны для людей.
- Таких памятников полторы сотни по всей России, - продолжает Сарабьянов. - Это очень мало для такой большой страны. И на самом деле государство богатое, позволяющее широкие жесты, должно обратиться к своим истокам и хранить редкие, немногие сохранившиеся памятники, как зеницу ока.
Споры о таких памятниках разгорелись в ходе обсуждения готовящегося законопроекта о передаче церковных ценностей религиозным организациям. Владимир Сарабьянов, как и многие в художественном сообществе, выступил протиником закона. Всего лишь 1% от общего количества храмов требует особого режима, уверен Сарабьянов. Только нужно это предусмотреть в законе. С иконами, которых тоже касается закон, ситуация сложнее.
- Икон в музеях много. Не думаю, что их нужно массово передавать церкви и использовать их как объекты чисто религиозные. Иконы, сосредоточенные в музеях, - это древние памятники. Это не комплексные ансамбли, а единичные памятники. Но, думаю, было бы разумнее организовать их экспонирование в музеях так, чтобы они были доступны для совершения богослужебных актов. То есть можно было молебны около них совершать прямо в музее. Все-таки церковь на современном этапе не готова обеспечить все необходимые условия хранение икон.
Но пока чиновники и их оппоненты ушли на летние каникулы. Споры начнутся вновь, осенью. А пока время собирать плоды многолетних трудов.
- Вы стали номинантом премии «Хранители наследия». Что для вас это значит?
- Многое. Эта премия отражает процесс сохранения культурного наследия. Поэтому я польщен и мне приятно, что наша область деятельности привлекает внимание общественности. Довольно редко такое бывает.
Владимир Сарабьянов - автор более сотни научных работ по истории древнерусского искусства и реставрации древнерусской живописи. Сарабьянов руководит реставрацией икон лучших музеев России (Исторический музей, Новгородский, Псковский, Тверской музеи, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева). Признанный знаток фресок и их «лечащий врач. Сарабьянов восстанавливал фрески Феофана Грека в Великом Новгороде, Георгиевской церкви Старой Ладоги, возглавил комплексные реставрационные работы по древнерусским фрескам Пскова.