Кармен в телебреду

“Киев модерн-балет” произвел в Москве фурор

22.08.2010 в 17:25, просмотров: 4824
После грандиозного успеха “Щелкунчика” на “Золотой маске”, где превращенные в крыс гости устроили на сцене изощренный сеанс садо-мазо, киевский театральный провокатор — он же знаменитый хореограф Раду Поклитару, и его труппа “Киев модерн-балет” вновь в Москве! А именно — подготовили к закрытию “Десятые Летние балетные сезоны” (идут до 27 августа).
Кармен в телебреду

Некогда слетевшая из репертуара Большого театра “Палата №6” на музыку Арво Пярта незначительно переделана Поклитару для своей труппы. Стремясь выразить противостояние обыденности, мещанства и пошлости поэзии, которая внятно звучит у Чехова, хореограф по-прежнему прописывает зрителю своеобразную шоковую терапию. Продемонстрированному на сцене натуралистическому траханью чеховских героев (кухарки и почтмейстера) на кухонном столе он противопоставляет нежнейшую дружбу доктора (Сергей Кон) и его пациента-сумасшедшего (Александр Каливод), которую окружающие воспринимают отклонением от нормы.


“Underground” — следующий гастрольный спектакль на музыку Петериса Васкса, показанный на сцене Молодежного театра, своим эпиграфом имеет знаменитую фразу Сартра: “Ад — это другие”. Непростая, полная драматизма и довольно тяжелая история о людях, загнанных в катакомбы войной.


Но самым большим потрясением оказалась двухактная “Кармен. TV”, “балет в двух сериях на музыку Ж.Бизе”. Забитый до отказа РАМТ устроил спектаклю громоподобную овацию. Кармен (партию танцует Ольга Кондакова), традиционно воспринимавшаяся у нас чуть ли не символом свободы, здесь деромантизирована и показана той, кем она, собственно, и представлена в новелле Мериме — соблазняющей мужчин стервозной профурсеткой. Тем не менее главным новшеством спектакля оказалась Микаэла (Елена Долгих) — невеста Хозе из новеллы, получившая теперь статус телезрительницы.

Воспринимающая жизнь только через голубой экран, она и теперь смотрит в ящике очередную мыльную оперу из жизни севильской цыганки. Как и в новелле, обдолбанная телеманьячка до беспамятства влюбляется в любовника Кармен Хозе (Дмитрий Кондратюк), а кроме того, иногда нажимает стоп-кадр, чтоб не пропустить подробностей. Таким образом представляет, как устраняет конкурентку: душит Кармен руками ее обманутого и преданного ухажера.


Насыщенный изобретательнейшей хореографией, а точнее, “ничего не отрицающим и воспринимающим любые стили свободным танцем” балет Поклитару наполнен очаровательным стебом и балансирует на грани пошлости, впрочем, никогда эту грань не переходя. Несмотря на то что Поклитару в своем творчестве явно находится под влиянием Матса Эка и Мэтью Борна, балетмейстеру удалось-таки выработать свой, не заимствованный ни у кого стиль. Он является одним из немногих оригинально мыслящих хореографов, которые в отличие от своих коллег, все еще культивирующих давно вышедшую из моды бессюжетицу, умеют ко всему прочему внятно рассказывать весьма интересные истории.