- Ляля, фотографии, представленные в книге и на выставке, показываются впервые?
- Некоторые публиковались в журналах, и только. Первый раздел - цирк - вообще показываю впервые. В начале книги фотография, где я по-моложе, тогда я начала выезжать со своими фотографиями зарубеж. В Финляндии меня поселили в комнату, где мне понравилось зеркало. А кончается книга фотографией, где я такая, как сейчас. А этими фотографиями тот путь, который прошла за эти годы.
- Вы помните свой первый контакт с цыганами?
- Да, это было на рынке. Тогда он назывался базар. Они сидели, пили пиво, я подошла и сказала, мол, можно я к вам приеду с фотоаппаратом. Я была сама на цыганку похожа: кучерявая, черненькая, с цыганскими сережками в ушах. Почему-то они доверились мне и мы с братом поехали. И тогда, в первую поездку, я и сняла кадры, которые сразу вошли в мировую фотографию. В Англии тогда издавалась энциклопедия мировой фотографии и туда с этими кадрами я вошла как классик. Причем, я снимаю полным кадром, не кадрируя. То есть, как вижу, так и снимаю. Это значит, что композицию я выстраивают в видоискателе.
- В какой момент вы решили посвятить себя фотографии? И выбрали свою особенную тему?
- Я пошла к цыганам, когда умер муж. Это была трагедия. Передо мной встал вопрос, что делать дальше. В студенческие годы я снимала только девочек в общежитии, да и-то чужим фотоаппаратом. И я почему-то решила попробовать себя в фотографии. Нужно было еще понять, как ей заниматься: идти в газету или снимать как фотолюбитель... Я вышла на полном самобразованию.
- Детей часто пугают: не делай то-то, иначе цыгане украдут...
- Меня тоже пугали. В дестве я была очень кудрявым ребенком. В нашем городе, в Уральске, были арыки. И вот как-то я сидела около арыка и меня не украли, а подарили пучек дикого чеснока. Думаю, что не воруют цыгане детей. Хотя я встречала табуры где были русские дети. А на Украине цыгане и местные живут рядом и по праздникам сидят за одним столом.
- Вы видели цыган в самых разных уголках мира. Одежда, привычки, традиции у них отличаются?
- Цыгане шли из Индии. В Россию пришли через Европу. Цыганский костюм, которые нам привычно видеть, в несколько юбок, придумал граф Орлов. Он собрал цыганский хор. И когда цыганки танцевали, нужно было, чтоб эти юбки рассыпались. Они использовал пасадские платки. Отсюда пришли цветастые нарядные юбки и накидки. В Туркмении, в Белуджи, они используют туркменские наряды и дополняют их вышивкой. Короны, например, вышивают. В Одессе платье невесты, например, покупается на рынке, на привозе. На тот же рынке украинце покупают свадебные платья. Если праздник, то они стараются, чтобы стол был богатый. А через несколько дней после Нового Года День Матери.
- Сейчас цыгане уже не качевники?
- Только первый мой поход в Казахстане был в табор. А уже потом я приезжала их постоянные поселения. Под Одессой поселок, как и в Узбекистане и Туркмении. Мне кто-то подскал, и я их разыскала.Франзуские цыгане, например, живут в трейлерах. Они немного в испанском стиле одеваются.
- Это закрытый этнос, в смысле они не роднятся с другими национальностями?
- Однажды я встретила молдованку, которая была замужем за цыганом. Но женщине другой национальности, действительно, сложно почувствовать себя внутри цыганской среды своей. Все равно минталитет и темпермент другой. Но также у других народов, мне кажется.
- Как вы договариваетесь о съемке?
- Нахожу на рынке кого-то из цыган и связываюсь с бароном. Напрмер, в Одессе я на привоз пришла, встретила цыган, напросилась к ним на Пасху. А когда второй раз приезжаю, всегда привожу фотографии. В 70-е нужно было поехать проявить, напечатать...
- Вас всегда хорошо принимали?
- Только один раз, когда я привезла с собой киношников, цыган, он был не очень трезвый, обиделся. Он не хотел показывать свою бедность. Он сказал, что вы хотите говорить о нас, как о бедном народе. Он очень ругался. Меня всегда хорошо принимали. Думаю, просто чувствовали, что я иду к ним с открытым сердцем. Из каждой фотографии я делаю маленькую новеллу. Я не делаю акцент на бедности. Я делаю акцент на взаимоотношений.
- Вы ночуюте у цыган?
- Никогда. Первое время, когда я ездила с братом к цыганам, мы были у них часа два. А сейчас я провожу у них день. Снимаю целый день, выдыхаюсь полностью.Я просто работаю. Каждая фотография - мое дитя. Я потом отпускаю его в свободное плавание. Книга хороша тем, что книга входит в дом. Фотография начинает жить самостоятельной жизнью в независимости от меня.