В Москве состоялся первый «Кинопризыв»

Василий ЛАНОВОЙ: «Хочу, чтобы сегодняшние победители воспитывали любовь к державе и великой истории нашего народа»

26.11.2013 в 17:35, просмотров: 2000

Накануне в Москве, в концертном зале «Россия» в Лужниках, состоялся концерт, на котором подвели итоги «Кинопризыва» — первого всероссийского конкурса фильмов о Вооруженных силах РФ, организованного при поддержке Министерства обороны. В течение полугода сценаристы и режиссеры со всей страны присылали работы на суд зрителей и экспертного совета, который возглавил народный артист СССР, член Общественного совета при Минобороны Василий Лановой. Победителей определяли в четырех разных категориях: «Лучший игровой фильм», «Лучший документальный фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший анимационный фильм».

В Москве состоялся первый «Кинопризыв»

Ведущими концерта стали актеры Александр Олешко и Кирилл Плетнев. Для Плетнева это явилось логическим продолжением его работы в составе экспертного совета премии. Ему и Василию Лановому компанию в совете составили такие профессионалы, как режиссер Алексей Учитель («Дневник его жены», «Космос как предчувствие», «Край»), военный телекорреспондент Александр Сладков, аниматор Константин Бронзит («Гора самоцветов», «Алеша Попович и Тугарин Змей), сценарист Юрий Коротков («Страна глухих», «9 рота»), киновед Давид Шнейдеров, Герой Советского Союза, председатель ВСОО ВДВ «Союз десантников России» генерал-полковник Валерий Востротин и режиссер неигрового кино Борис Дворкин.

Всего на конкурс было подано более двухсот заявок. Большую часть из них составили сценарии (146) и документальные фильмы (28). Кроме того, жюри смотрело и оценивало 21 игровой фильм и 11 анимационных лент.

Вопреки словам ведущего церемонии Александра Олешко о сотнях молодых авторах со всей страны, принявших участие в конкурсе, возраст конкурсантов колебался между десятью (самому младшему) и девяносто двумя (самому старшему) годами. Впрочем, для «Кинопризыва», в отличие от обычного, армейского, все возрасты равны.

Начиная с 9 мая (дня, когда конкурс официально начал свою работу) присланные заявки размещались на официальном сайте премии, где посетители из числа простых пользователей Интернета голосовали за самые интересные. Всего было засчитано более ста тысяч таких голосов. Благодаря рядовым пользователям были составлены пятерки полуфиналистов в каждой категории. На этом закончился первый этап конкурса.

В течение двух недель — с первого по пятнадцатое ноября — прошел второй этап. Теперь посетители сайта должны были голосовать только за те проекты, что вошли в пятерку лучших в каждой номинации. На этом же этапе присоединился к голосованию почетный экспертный совет. Симпатии совета и зрителей перевели в проценты, и оглашение каждого победителя на концерте предваряло два графика. Первый — распределение голосов зрительского голосования. Второй — членов экспертного совета. И наконец ведущий объявлял имя победителя, набравшего максимальную совокупную оценку как посетителей сайта, так и приглашенных экспертов.

Концерт начался в рифму — стихами Роберта Рождественского:

«Я, как блиндаж партизанский,

травою пророс.

Но, оглянувшись,

очень отчетливо вижу:

падают мальчики,

запнувшись за мину,

как за порог...»

Их продолжил пластический этюд на эту же тему — актеры показывали, как беззаботную мирную жизнь трагично обрывает война.

Вышедший следом Кирилл Плетнев подхватил лирическую ноту, рассказав то ли притчу, то ли свою фантазию о ростке, пробивающимся сквозь землю:

— Представьте, тебя закатали в бетон, засыпали, а ты все равно стремишься наверх, даже не зная, что тебя там ждет — солнце, свежий воздух, кто знает? Может, тебя, наоборот, сломают, растопчут, проедут по тебе колесом машины. Но ты стремишься вверх, вырастаешь и выигрываешь. Получается, самое главное — это верить и жить!

Первый приз вручили в номинации «Лучший игровой фильм». На сцену пригласили председателя экспертного совета Василия Ланового. Народный артист СССР, который редко появляется на публике (в начале следующего года ему исполнится 80 лет!), продемонстрировал, что по-прежнему уверенно владеет своим знаменитым голосом, раскаты которого доносились до самых дальних уголков зала «Россия». Глубокий тембр актера вполне соответствовал смыслу произнесенной им речи:

— Мне приятно сообщить, что в России наконец-то появился такой конкурс, как «Кинопризыв», ибо его внимание обращено к великим дням сражения нашей страны с врагом, который захотел стереть нас с лица земли. Я и мои сверстники, как нас называют, — дети войны. Мы смотрели все военные фильмы, совершенно сходили от них с ума. Потому что картины были потрясающие. Благодаря им мы учились тому, как любить Родину, ценить русского человека, гражданина СССР, который такую цену заплатил за независимость. Проявив невиданное мужество, невиданный героизм. Такие картины, как «Судьба человека», «Летят журавли», «В бой идут одни старики» и целый ряд других замечательных фильмов — останутся навсегда в нашей крови, в наших сердцах. И я хочу, чтобы победители сегодняшнего «Кинопризыва» действовали таким же образом уже на современное поколение, воспитывая в нем любовь к державе, Отчизне, к нашей крови и к великой истории нашего народа.

Лучшим игровым фильмом был назван «День Победы» московского режиссера Игоря Гринякина. Получать приз вместо него вышли актеры Владислав Ветров («Рябиновый вальс», «Адмиралъ») и Иван Добронравов («Возвращение», «Дом»), сыгравшие в короткометражке главные роли.

— Мы все вырвались на сцену с разных съемочных площадок, — обратился к залу Ветров. — По этой же причине вместе с нами сейчас нет нашего режиссера. Но мы обязательно передадим ему награду. А от себя хочу добавить, что еще никогда в моей карьере не было смены в 17 часов.

Член экспертного совета, режиссер неигрового кино Борис Дворкин назвал победителя в номинации «Лучший документальный фильм», им стала работа Славы Касаткиной из Новосибирска. За лучший киносценарий из рук сценариста Юрия Короткова и кинокритика Давида Шнейдерова приз получили супруги Наталья и Валерий Букрины из Подмосковья за автобиографичную историю под названием «Рокот Космодрома».

Режиссер Константин Бронзит, оглашавший решение жюри в области мультипликации, посетовал на низкую активность своих коллег-аниматоров: в итоге присланных работ в этой номинации оказалось недостаточно (меньше двадцати), чтобы вынести объективный вердикт. Но всю призовую сумму было решено не оставлять в оргкомитете премии, а в благотворительных целях передать детской анимационной студии «Да!» из Санкт-Петербурга. Дело в том, что в студии занимается около ста детей, проходящих длительное лечение в больницах или содержащихся на попечении Петербургского Детского Хосписа, а также детей с нарушением умственного развития, сирот и инвалидов.