Художник Юрий Альберт завоевал "Инновацию" и призвал всех быть несогласными

А "МК" купил эту госнаграду. За 50 рублей

10.04.2014 в 10:16, просмотров: 9703

"Инновация" - государственная премия в области современного искусства - в этом году оказалась полна сюрпризов. Как политических (вроде ославления Минкультуры), так и провокационных (продажи самопальных госнаград), и, конечно, артистических, без коих не возможна никакая арт-премия, тем более "Инновация". На церемонии вручения побывал "МК".

Художник Юрий Альберт завоевал
фото: Мария Москвичева

Сюрпризы начались еще на открытие выставки номинантов, которое проходило не только на традиционной площадке учредителя награды, в ГЦСИ, но и на верхнем этаже ЦУМа. Причем, на новом плацдарме премии ее покой охранял… субъект в камуфляжной форме с автоматом наперевес. Кого изображал Андрей Кузькин - террориста или бойца отряда "вежливых людей" - так и осталось загадкой, художник на вопросы принципиально не отвечал. На церемонии вручения премии сюрпризов обнаружилось и того больше.

Начались они уже на входе в Музей Москвы, впервые принимавшем "Инновацию" на своей территории. Здесь гостей встречал Матвей Крылов - тот самый активист, который облил водой гособвинителя Алексея Смирнова в отместку за своих товарищей из "Другой России", признанных виновными в призывах к беспорядкам и применению насилия к полицейским во время волнений на Манежной площади 2010 года. Матвей и теперь устроил провокацию. Он пришел на "Инновацию" с чемоданчиком, в котором оказалась пара десятков фальшивых госпремий. В отличие от настоящих - увесистых металических статуэток в форме бруска - самопальные "Инновации" оказались деревянными. На многих "гуляли" буквы, не слишком аккуратно перенесенные на дерево с помощью трафарета. Однако издали крыловские премии - точь-в-точь как настоящие.

фото: Мария Москвичева

- Почем искусство для народа? - поинтересовалась я у Матвея.

- По сто рублей. Разбирай "Инновации" пока не кончились! Три штуки отдаю за двести...

- Давай одну за 50!

Крылов оказался не жадным и продал собственную версию государственной награды со скидкой.

И вот в зале заняты все места, свет погас. О старте церемонии с экрана сообщил ведущий, точнее, его губы и усы, другие части лица отсутствовали. Следом на сцене появился дуэт, зычно пропевший: "Скажи, поэт, кто совесть нации?"

Тут последовал следующий сюрприз в виде зампреда Правительства РФ Ольги Голодец. Она вместе с директором ГЦСИ Михаилом Миндлиным открыла церемонию, назвав премию "одной из главных точек современного искусства". Конечно, Ольга Юрьевна последнее время активно участвует культурной жизни. И все же явление столь высокопоставленного лица на премии, всегда вручаемой в весьма авангардной обстановке и не боящейся награждать оппозиционных художников (вроде группы "Война", участники которой находятся в розыске), некоторых удивило. Тем более, после такого концептуального вступления.

Правда, это удивление быстро сменилось печалью, когда Михаил Миндлин напомнил, что в этом году церемония проходит в день рождения первого директора "Инновации" Ольги Лопуховой. Ее неожиданная смерть в 2009 году потрясла арт-сообщество. Тогда казалось, без Лопуховой, куратора множества проектов (в том числе российского павильона на Венецианской биеннале в 2005-м), невозможно представить современное искусство. Спустя время стало ясно, что Ольга Лопухова незримо присутствует на арт-сцене, ведь мноние ее проекты продолжают работать и развиваться.

Грусть смешалась с удивлением, когда на сцене возникла родительница еще одного пионера современного искусства, скоропостижно ушедшего из жизни. Нина Ивановна, мама Владислава Мамышева-Монро, приехала из Петербурга, чтобы получить за сына "Инновацию" за творческий вклад в развитие современного искусства. Она долго хранила молчание, и, возможно, впервые после трагической гибели Влада на Бали выступила перед широкой аудиторией. Принимая премию из рук Артемия Троицкого, она сказала лишь несколько слов, но каких: "Я многое бы отдала, даже жизнь, чтобы он получил ее лично".

А дальше церемония "Инновации" пошла не по плану, хотя случившийся перформанс отлично вписался в постмодернистский контекст награды. Когда замминистра культуры Елена Миловзорова начала говорить о важности культурного фонда "Артхроника", директора которого, Шалву Бреуса, она должна была наградить на поддержку современного искусства, раздались крики: "Слава России, героям слава!". Неизвестный молодой человек не унимался, без устали повторяя лозунг, пока его не вывела охрана: он успел заглушить большую часть выступления чиновницы. Возможно, это снова был Матвей Крылов. Помнится, когда он устроил "холодный душ" гособвинителю Смирнову, то тоже что-то скандировал (что именно потом долго обсуждалось в суде). Но нужно отдать должное Миловзоровой - та не замолчала, а произнесла заготовленную речь до конца.

После эдакого накала страстей, гостям "Инновации" показалось приятной паузой вручение спецприза фонда "U-Art: ты и искусство" Екатерине Бобринской. Автор монументальной книги о неформальном искусстве "Чужие?", впрочем, стремительно забрала награду и растворилась в темноте зрительного зала, не дав опомниться зрителям.

Дело дошло до главного - основных номинаций "Инновации". В овале экрана возникло лицо Олега Кулика, который огласил претендентов на лучший "Кураторский проект": Игорь Гутов ("Удивляться нечему"), Екатерина Деготь и Давид Рифф ("Понедельник начинается в субботу"), Алексей Масляев ("Завтра воды не будет"), коллектив фестиваля активистского искусства "Медиаудар" и Елена Селина ("Реконструкция"). Награда досталась Селиной. Ее проект - одна из первых попыток осмысления художественных процессов 1990-2000-х годов в Москве - по-настоящему монументален. Он занимал все этажи фонда "Екатерина", с трудом вмесив в огромное пространство выдержки из самых знаковых проектов десятилетия. И то была только первая часть - вторая открылась уже 2014-м году и, вероятно, что "Реконструкцию-2" мы обнаружим в шорт-листе следующей "Инновации".

фото: Мария Москвичева

Номинацию "Региональный проект" комментировал екатеринбуржец Александр Шабуров (лидер группы "Синие носы"), который, как выяснилось, уверен, что все молодцы и каждому из претендентов стоит отдать первое место. Достойны ее и художники из группировки ЗИП (выставка "Краснодар: линии на плоскости. История КИСИ"), и Алиса Прудникова с Ириной Кудрявцевой (организовавшие студии для молодых художников на площадке Уральского ГЦСИ), и Берал Мадра с Галиной Тебиевой (подготовившие симпозиум "Аланика" во Владикавказе), и Таус Махачева с Алексеем Масляевым (выставка "История требует продолжения" в Дагестане), и Владимир Соколов, Александр Трофимов и Владимир Воробьев (томский проект "Трива: фотоманифест пролетариата"). Однако награда досталась группировке ЗИП, которая рассказала своим проектом историю создания и развития самопровозглашенного Краснодарского института современного искусства (КИСИ). Пятеро художников ЗИП, кажется, сделали невозможное: самостоятельно запустили в Краснодаре экспериментальную платформу, которая умудряется без особой поддержки регулярно проводит актуальные выставки, лекции и круглые столы.

- Этой премией мы хотели бы поддержать все искусство Краснодара, а на призовые деньги создадим фонд и каждый человек, кто хочет заниматься искусством, будет получать премию. Даже казаки. Не одной нагайкой славен кубанский край! - пообещали со сцены художники.

Кстати, скорей всего, региональная номинация последний раз вручается на "Инновации", ибо, по мнению устроителя премии Михаила Миндлина, авторы не из столицы успешно конкурируют с московскими художниками и в отдельном поощрении более не нуждаются. С ним сложно не согласиться, ведь в каждой номинации присутствовали художники из регионов.

В номинации "Теория. Критика. Искусствознание", которая обычно страдает дефицитом претендентов, на сей раз была серьезная конкуренция. Однако всех неожиданно (особенно для самого себя) обошел Дмитрий Булатов, автор антологии "Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии. Часть 2: Теория". В книге собраны статьи по технобиологическому искусству специалистов из разных стран. Наука и искусство во все времена были связаны. Но в ХХI веке союз, казалось бы, противоположных моделей восприятия мира перешел все возможные границы, так что уже, похоже, совершенно исчезли. Вот простой пример: один из героев антологии Стелиос Аркадиу (он же Стеларк) вживил в свою руку ухо. Что это, художественный или научный эксперимент? Определенно, и то, и другое.

В номинации "Новая генерация" жюри, кажется, единогласно отдало предпочтение Саши Пироговой. Ее видео "Библимлен", сделанной в стенах бывшей Российской библиотеки, обошел и концептуальные граффити Кирилла Кто, и сновидческое видео объединения "Вверх", и изучающий границы личного пространства предметов проект Софьи Гавриловой и Алексея Корси, и фантастический фильм Дмитрия Венкова "Словно солнце". Проект Пироговой одновременно ироничный, концептуальный, фантастический и музыкальный (в качестве инструментов выступают книги) - такой коктейль не мог остаться без награды. Она оказалась для Саши двойной: ее работу отметило еще и посольство Франции, которое традиционно вручает спецприз молодому художнику в виде поездки в свою страну. Не остался без внимания и проект Софьи Гавриловой и Алексея Корси - его спецпризом отметил фонд "Stella Art Foundation".

Финальный аккорд церемонии - вручение главной премии за лучшее "Произведение визуального искусства". Нет, им стал не проект "Мир" Андрея Кузькина, поразившего всех на открытие своим воинственным нарядом. И не выставка Влада Мамышева-Монро "Полоний", которую он презентовал за считанные дни до смерти. И не собирательный портрет интеллигента, созданный петербуржцем Ильей Орловым. И не разноцветные пушистые существа "с напряженной внутренней жизнью" Ростана Тавасиева. Им стал… Юрий Альберт, визуально показавший как текст может превращаться в произведение, и куратор его выставки "Что этим хотел сказать художник?" Екатерина Деготь. Художник принял награду из рук директора Пушкинского музея Марины Лошак и ответил на вопрос, заданный названием выставки: "Важно, что мы представили этот проект не как ретроспективу художника Альберта, а как инсталляцию, изображающая ретроспективную выставку".

А еще признался, что "по условиям игры не должен был видеть тексты до открытия".

- Когда я ходил по выставке, мне казалось, что никто меня не понимает, они (авторы текстов, описывающих объекты Альберта - авт.) все не так поняли. А потом решил, что искусство на то и искусство, что строится на спорах. Так что призываю всех быть несогласными друг с другом! Общество и государство строится на мнениях несогласных!

Словом, закончил ярко. В тон всей церемонии. Пожалуй, 9-я "Инновация" вообще оказалась одной из самых эффектных за всю историю премии.