14 февраля известному молдавскому поэту, классику современной национальной литературы, лауреату молдавской государственной премии и одновременно кавалеру румынского Ордена "Звезда Румынии" степени Великого Креста Григорию Виеру исполнилось бы 74 года. Но деятель культуры не дожид до своего Дня рождения. Он умер 18 января в результате травм, полученных после дорожной аварии - всего в нескольких километрах от Кишинева.
Прорумынские СМИ в Молдавии и румынские издания наперебой заголосили, что смерть Виеру – это еще одна подозрительная смерть на совести секретных служб – российских или молдавских. Во всяком случае, именно так утверждает газета «Evenimentul Zilei» в статье "КГБ душит объединение", написанной в стиле классических годов «холодной войны».
"Многие представители бессарабской культуры ушли в мир иной весьма подозрительно, – пишет это издание. – Российские или молдавские секретные службы ликвидировали или пытались убрать с общественной сцены многих «бессарабских унионистов», то есть тех, кто своими писательскими трудами "кричали" о сближении с Румынией, или даже ратовали за объединение с «запрутскими братьями».
В свой список румынская газета включила прежде всего супругов Дойну и Иона Алдя-Теодоровичей (композитора и певицу), политиков и писателей Георге Гимпу, Николае Костина, епископа Доримедонта, Михаила Гараза, Иона Георгицэ. Газета также причислила к списку «неугодных и неудобных» многих деятелей молдавской культуры – Думитру Матковского, Николае Русу, Алеку Реницэ, Николае Дабижа, Иона Иовчева – в разное время ставшими жертвами насилия и ограблений. Дескать, все это дело рук КГБ, утверждают румынские СМИ.
А у молдавских чиновников другая головная боль: разработан целый список столичных и национальных мероприятий по увековечиванию памяти поэта. Будут открыты культурный Центр имени Виеру с музеем, его бюст и памятник; на доме, где он проживал, установят мемориальную доску; учредят «виеровскую» национальную премию в области литературы и ежегодные культурные мероприятия в его память. Ведущим издателям страны поручено выпустить полное собрание сочинений литератора, книгу и фотоальбом, посвященные его памяти. Ну, и как положено классику, его родное село Перерыта Бричанского района получит его имя, к тому же в республике проведут архивацию и систематизацию аудио- и видео материалов о Виеру, а также издадут CD и DVD с его стихами.
Но самое главное – уже решено! – в Кишиневе переименуют одну из центральных улиц, вот только какую именно – остается до сих пор неизвестным. В качестве объектов рассматриваются три улицы, в их числе – две «русские»: Московский проспект и улица имени Пушкина. Споров и шуму на сей счет в Кишиневе, безусловно, очень много, но окончательное решение – за специально созданной комиссией муниципального совета.
Чиновники активно советуются с родней погибшего. Вот что сказал по поводу переименования улицы Пушкина в улицу Виеру известный столичный коммерсант Кэлин Виеру, сын известного поэта:
– Отец всегда был человеком мира и согласия, я думаю, он был бы против того, чтобы из-за него возникла в стране конфронтация, противостояние, он всегда с уважением относился к классической русской литературе и неоднократно об этом писал.
И вот еще: немаловажная деталь: в одном из районов Кишинева – Чеканы – уже есть улица имени Виеру. Однако мало кто из кишиневцев знает, что это улица носит имя однофамильца, художника Игоря Виеру, а не самого поэта Григоре Виеру.
Теперь же, полагают рядовые горожане, кишиневские "мудрые" власти лишь добавят путаницы – и не только приезжим, но и самим местным жителям.
– Почему бы не назвать именем Григоре Виеру абсолютно новую кишиневскую улицу? Если это уж так принципиально? Я сама – коренная молдаванка, и выросла на стихах классика, но создавать путаницу в наименованиях улиц – это, по крайней мере, неумно, – возмущается Мария Стойка, жительница района Чеканы. – Да и вообще, если поэт живет в наших душах, то назовут его именем улицу или нет, – не так уж важно.
– А я думаю, – говорит житель этого же района Юрий Жалбэ, все это – лишь желание кишиневской мэрии показать, насколько она патриотична. Нас, простых жителей, все равно ни о чем никогда не спрашивали и не спрашивают!