Кинокритики и просто журналисты, пишущие про кино — люди с крепкими нервами. В том смысле, что напугать их какой-нибудь Годзиллой или Монстро ой как непросто. Они этих Монстро с Годзиллами видели-перевидели. Но на закрытом пресс-показе нового мистического триллера "Приют" от создателей "Лабиринта Фавна" (в прокате фильм появится в конце февраля) половина зала каждые 10-15 минут вскрикивала и взвизгивала. Тогда как вторая с менее раскаченной нервной системой с той же периодичностью вжималась в кресла.
При этом никаких чудовищ, рожденных буйной фантазией режиссера Хуана Антонио Байона и продюсера Гильермо Дель Торо, на экране нет и в помине. Начинается эта история как милая пастораль, снятая в мягких тонах с помощью зернистости изображения. Этот визуальный эффект, призванный обмануть зрителя, срабатывает на протяжении первых 10 минут фильма. А дальше начинается чистой воды Хичкок.
Вот зрителю показывают детство Лауры. Проведенное, хотя и в стенах приюта, но счастливое и беезаботное. Детишки, которые друг другу аки братья и сестры, играют в "Замри", и ничто не предвещает тревоги, которая начинается буквально со следующих кадров. И вроде бы тот же приютский дом, в котором теперь уже взрослая Лаура проживает с любимым мужем Карлосом. И с не менее любимым сыном Симоном. Вскоре выяснится, что Симон усыновлен и к тому же ВИЧ-инфицированным. Странности в поведении мальчишки можно объяснить лишь его болезнью, о которой он вроде как бы и не догадывается. И ревностью к родителям, которые решили открыть в доме мини-приют для десятка детей-инвалидов. Симон в качестве друзей предпочитает не живых мальчишек и девчонок, а призраков, которые, как вскоре выяснится, живут в подвале дома со времен лауриного детства. Карлоса это не очень напрягает. Зато Лауру сводит с ума. Ей мерещатся маленькие монстры, на фоне которых проблемы Симона отходят на второй план. А тут еще появляется зловещая старуха. Без косы, но очень похожая на смерть. И следом пропадает Симон. Дальше зловещие неприятности происходят с быстротой упавшего и распутывающегося клубка. Симон позже найдется в подвале. Не совсем живым…
Байона исследует природу сверхъестественного мрачно, но глубоко. В его трактовке призраки появляются лишь там и тогда, где и когда появляются одиночество и разобщенность. Работая над фильмом, режиссер так увлекся, что вдвое превысил смету. И если бы не Дель Торо с его связями и умением организовать кинопроизводство, фильм, возможно, никогда бы так и не был доснят. Актеры признавались, что читая сценарий вздрагивали от неожиданности каждые четверть часа, но оторваться не могли, настолько это было интересно.
К финалу фильм поднимается до пугающих глубин Дарио Ардженто. И хотя в последних кадрах грешит сказочной питерпэновской назидательностью о несчастных брошенных детях, общего впечатления это уже умалить ничуть не может.