Вторая жизнь Олега Ефремова

Известный питерский актер прозябает в коммуналке в полной нищете

В советском кино было два Олега Ефремовых. Один — московский режиссер и актер титулованный и легендарный. Второй — питерский артист, сыгравший более 70 ролей в кино. Картины с его участием — “Золотая мина”, “Государственная граница”, “Жизнь Клима Самгина”, — как принято говорить, вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Расцвет карьеры питерского Ефремова пришелся на 70—80 годы. А потом наступила тотальная тишина. Теперь он живет в питерской коммуналке. У него никого нет. “Одиночество тоже нужно заслужить”, — грустно говорит артист.

Лучший на курсе

Я встретилась с Олегом Владимировичем в кафе Дома актера на Невском проспекте. Он не позволил мне заплатить за чай. Смущался, пугаясь включенного диктофона. Уже и не помнит, когда у него в последний раз брали интервью. Ефремов достает из черного портфеля пожелтевшую газетную вырезку из мосфильмовской многотиражки 1969 года. Это рецензия на его первый фильм “Пять дней отдыха”, в котором Олег Ефремов сыграл свою первую — и сразу главную — роль. На эту картину его привел не кто-нибудь, а сам Ролан Быков. Они познакомились на “Ленфильме” на картине “Приключения Кроша”, в которой Олег Ефремов уже был утвержден на главную роль, однако режиссер в последний момент мужскую роль сделал… женской. Но Быков заприметил тонкого звонкого юношу.

Так Олег Ефремов начал сниматься в кино. Он был еще совсем зеленый, студент второго курса Ленинградского театрального института. Но в институте считался одним из лучших. Ходил у педагогов в любимчиках. На курсе была еще одна звезда — Марина Неелова, в которую Олег был влюблен до одури. Но первая любовь оказалась неразделенной.

Знаменитый тезка был благосклонен

Ефремов остался в Ленинграде. Служил в Театре на Литейном. Режиссер Кама Гинкас, чья театральная звезда тогда только восходила, приглашал Ефремова в свои первые спектакли. Но востребованность в кино была сумасшедшей. Из театра пришлось уйти. Ефремов вошел в штат Ленинградской студии киноактера. Много снимался на “Мосфильме”. Его партнерами по фильмам были Иван Лапиков, Николай Бурляев, Олег Даль, Любовь Полищук. Ефремов дружил с Александром Кайдановским. Тогда же познакомился со своим известным тезкой Олегом Николаевичем Ефремовым.

— Мы снимались с ним в одном павильоне “Мосфильма”, — вспоминает Олег Владимирович. — В перерыве вышли покурить. Ефремов извлек из портфеля рюмку и бутылку водки, сказав при этом: “Только после работы”. Потом достал рулон обоев и катнул его по столу. Все замерли. “Список труппы Московского художественного театра, — сквозь зубы процедил Ефремов, показывая на рулон. — 64 народных артиста Советского Союза, 100 народных артистов республик, 100 артистов заслуженных и 16 нормальных”. Это был исторический момент, когда Ефремов уходил из “Современника” во МХАТ. И тут ему представляют меня, шпенделя: “Это Олег Ефремов”. А он в ответ: “Слышал, слышал. Еще одному алименты платить. Самозванец. Надолго к нам?”

Потом, чтобы поклонники двух Ефремовых не путались, кто есть кто, про второго Олега на афишах в скобках писали: “Ленинград”. Он потом часто приходил в театр-студию “Современник”, где царила необыкновенная атмосфера творчества и братства. Много шутили, смеялись.

— Авангард Леонтьев любил выйти в коридор и проорать так, чтобы слышал Олег Николаевич: “Олежка! Ефремов! Поди сюда!” — вспоминает Олег Владимирович.

Жена попала в секту

— Первая половина моей жизни была удачной. Я был нужен, любим, — спокойно рассуждает Ефремов. — Но все закончилось.

Его жизнь еще могла бы сложиться по-другому.

— Андрей Тарковский набирал режиссерский курс. Я подал сценарную заявку, ему понравилось, он меня брал. Но случился очередной брак. Обстоятельства взяли за горло, нужно было сниматься в кино, кормить детей.

Женщины в его жизни сыграли фатальную роль. Он был женат несколько раз. От браков остались дети, о которых сегодня Ефремов говорить не хочет: “У каждого своя взрослая жизнь”.

— Это мне наказание за грехи мои, — смиренно говорит Ефремов. — К счастью, бомжем не стал. Хотя мог бы. Было время, когда мне негде было даже ночевать.

До ручки довела артиста его последняя жена, молодая провинциалка. Наивная девушка попала в секту. Вскоре из квартиры Ефремова сектанты устроили что-то вроде штаб-квартиры. Несколько месяцев Олег Владимирович скитался по углам, ночуя у друзей и коллег. А потом все-таки добился развода и раздела квартиры. Так он оказался в коммуналке, в которую даже боится приглашать гостей.

— Мне вас даже посадить негде, — смущенно улыбается он.

Профессия уходит со слухом

Проблемы со здоровьем у Ефремова начались еще в молодости. На съемках фильма “Государственная граница” пиротехник решил выслужиться перед режиссером и заложил под сосну мощный детонатор, чтобы кадр получился более эффектным. Кадр получился, а Ефремова контузило.

С годами травма дала о себе знать прогрессирующей хронической тугоухостью. Ничего страшнее для актера придумать невозможно. Единственное, что держит его на плаву, — это профессия. Он невероятно рад редким эпизодическим ролям.

— В 2002 году я снимался у Виктора Бутурлина в фильме “Время любить”. Играл вице-губернатора. По роли должен был пройти сквозь огромную массовку. Я жду команду “Мотор!”. Вижу, что мне все машут, кричат, а я ничего не понимаю. Так несколько дублей запорол. Позор страшный. Честно признался, что плохо слышу.

До этой роли Ефремов не снимался в кино целых десять лет! Перебивался случайными заработками, вел передачи на радио и телевидении. Работал сторожем в Музее Анны Ахматовой.

Нищий помог нищему

Жизненный крах пережили многие из поколения Олега Ефремова. В 90-е годы в Петербурге прокатилась волна самоубийств зрелых актеров.

Но Ефремов нашел в себе силы жить.

В самые тяжелые времена рядом оказывались люди, которые протягивали ему руку помощи. Бывшая одноклассница нашла артисту работу в торгово-промышленной корпорации.

— Я был курьером, — говорит Ефремов. — Но потом мне стало тяжело ходить. Меня пожалели, не уволили. Оставили сторожем.

Сам нуждаясь в помощи, Ефремов помогал своему коллеге Константину Григорьеву. Блиставший когда-то в кино (“Раба любви” и др.), тот в последние годы жил очень страшно. В результате инсульта у Григорьева отнялась речь, в его квартире ошивались все местные забулдыги.

— Я попросил директора корпорации выделить Григорьеву ежемесячную субсидию, — говорит Ефремов. — Костя с такой благодарностью принимал у меня конверт! Вот так нищий помогал нищему.

“Не надо минора!”

Сегодня Ефремов живет на одну пенсию — это около 4 тысяч рублей. И раз в год Союз театральных деятелей выдает ему пособие — 500 рублей. Как живет — непонятно. Но он не спился. Не ночует по подвалам. Держится изо всех сил. Импозантный статный мужчина. Встретишь в толпе на Невском, ни за что не догадаешься, какая тяжелая жизнь у этого человека.

— Воспринимайте мою жизненную историю без минора, — просит Олег Ефремов. — Ведь, как оказалось, я еще на что-то способен. Неделю назад я сыграл небольшую роль депутата в сериале “Защита Красина-2”. Это для меня настоящее чудо. Я теперь пребываю в некоторой приятной растерянности. Видел уже монтаж, все у меня получилось довольно пристойно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру