Актеры “Мосфильма” — просто звери!

Кинозвездой может стать даже клещ

11.02.2009 в 16:02, просмотров: 2591

За ними не охотятся папарацци. У них не просят автографов. Их не осаждают поклонники. И еще они не знают, что такое звездная болезнь. Но среди них есть настоящие звезды, без которых не состоялись бы многие кинофильмы. Такие, как “Граница. Таежный роман”, “Королева Марго” и “Графиня де Монсоро”, “Возвращение Мухтара”, “Сибирский цирюльник”.

Их партнерами были Алексей Петренко, Александр Домогаров, Игорь Ливанов, Михаил Ефремов, Екатерина Васильева, Сергей Юрский, Олег Меньшиков. Но мы не знаем их настоящих имен. То есть кличек. Между тем они талантливы, обаятельны и непосредственны — четвероногие питомцы студии “Мосфильм-КИНОлогия”. С ее руководителем, Виктором Зуйковым, побеседовал обозреватель “МК”.

— В нашей картотеке три тысячи животных, — рассказывает Виктор Зуйков. — Раньше мы говорили, что у нас есть все, от таракана до слона, но после фильма “Тайга. Курс выживания” диапазон расширился. Теперь говорим: от слона до клеща.

— Неужели клещ снялся в кино?

— Когда самолет потерпел аварию, героиня оказалась в тайге в своих модных джинсах с дырками. И вдруг она обнаружила на себе клеща. Нам сразу сказали: клеща вы не найдете, поэтому художники его нарисуют. А моя собака Метель побегала со своим незаконнорожденным сыном по кличке Серый и принесла клеща, что было нехарактерно для того времени года. Мы назвали клеща Арнольд за его мускулистое тело. В нужный момент его посадили актрисе на голую ногу. Раздался очень естественный крик.

— А бывает, что животные-актеры бастуют на съемочной площадке?

— Съемке предшествует кастинг, и мы практически не ошибаемся в выборе персонажа. Так что никогда не срывали съемки. Сложно работать с коровами. Корова Дочка снималась у Михалкова в “Сибирском цирюльнике”. Мы с ней натерпелись. Корова, устав от долгого ожидания, разозлилась и раскидала все декорации. К сожалению, все муки были напрасны: смешной эпизод с телкой, когда она облизывает голого генерала Радлова, не вошел в фильм.

С племенным быком Меланжем была сложнейшая работа в фильме Шахназарова “Яды. История отравлений”. Мы привезли на съемку здоровенного быка весом больше тонны. В этот день “Мосфильм” был закрыт, на съемочной площадке дежурили снайперы, стояла машина реанимации. Меня поставили в жесточайшие условия. Если бы бык что-то разрушил, мне пришлось бы компенсировать урон в пятикратном размере, но все обошлось.

— С какими животными труднее всего работать?

— С кошками. Они по жизни стараются учить человека. Если собака рождена для человека и готова ради него умереть, то кошка хочет все сделать наоборот. Разве что мой Кузя, у которого уже 23 фильма за плечами, составляет исключение. Он обладатель премии “Кот–каскадер”. Мне кажется, он все делает из благодарности за то, что я подобрал его котенком на улице. Правда, он не голодал. Его трижды выкидывали из колбасного отдела, и всякий раз он возвращался. Но даже Кузя способен на три — максимум пять прыжков в форточку. К этому моменту он наедается и больше ничего не хочет делать. Голодный кот — настоящий зверь, ради еды он прыгнет даже в горящее окно. Но сытому все лень.

— А кто из хвостатых актеров самый покладистый?

— Это, конечно, Байра, собака породы бернский зенненхунд. Байра снималась в сериале “Счастливы вместе”. Увы, ее уже нет в живых. Она умерла прошлой весной, ей было 11 лет. Я ее, к сожалению, поздно заметил, нашел на площадке в “Сокольниках”, когда ей было 8 лет. Ее хозяйка, инструктор-кинолог, занималась с другими собаками, а Байра лежала в середине. Когда кто-то из собак не мог выполнить команду, хозяйка звала Байру, и та, словно отличница у доски, демонстрировала, как надо делать правильно. Сначала Байра снялась в эпизоде, потом в картине “Двое под елкой, не считая собаки”.

— Байра, наверное, легко прошла кастинг?

— Для сериала “Счастливы вместе” кастинг был сложнейший. Представьте себе: сидит человек и держит в кармане фальшивые деньги. Настоящие купюры собаки не любят брать в зубы. Подходит собака, ставит лапы на диван и говорит “Гав!”. Человек достает ей сторублевку, дает в зубы, после чего она уходит. И все это в незнакомой обстановке и с незнакомым человеком. Байра справилась блестяще. И два года играла роль Барона. Популярность у нее была бешеная. За одну репетицию она научилась подходить к дивану, брать пульт, бросать и давить лапой, чтобы включился телевизор. Потом собака устраивалась поудобнее и смотрела передачу.

      Мы с Байрой участвовали в программе “Большой спор с Дмитрием Нагиевым”. Перед собакой поставили сложнейшую, почти невыполнимую задачу — вынуть за две минуты серьги из ушей у пяти участников. Байра справилась за полторы минуты, и то я ее сдерживал.

— А какой самый сложный трюк приходилось выполнять вашим питомцам?

— Когда потребовалось снять воробья в “Сибирском цирюльнике”. Никита Михалков объяснял актерам-юнкерам сцену присяги на Соборной площади в Кремле: “Вы первый, а возможно, последний раз в жизни увидите живого царя. Вы должны стоять не дыша. Чтобы муха не пролетела и воробей не проскочил!” Позвонили мне: “Готовь воробья!” В моей практике дрессированного воробья еще не было. Птичка должна была ровненько проскакать мимо пяти пар юнкерских сапог.

На мое счастье, в соколиной службе Кремля служил наш солдат. И через коменданта Кремля мы передали ему задание — поймать несколько воробьев. Он поймал и начал их приручать. Перья, конечно, скрепляли скрепочкой, чтобы птички не улетели. Из пятерых один явно не годился — орал благим матом без перерыва. Мы его прозвали Карузо, потом с него звук писали. Один воробей оказался покладистым. Его окрестили Марчелло Мастроянни. Сначала он прыгал на тонкой леске, но периодически в ней путался. На третьем дубле ко мне подкрадывается оператор Павел Лебешев: что делать? Я решил выпустить Марчелло без лески. Дорожку усыпали хлебными крошками.

— Как вам кажется, животным нравится сниматься?

— Не всем. Если тащим корову на один день, с дояркой, ей не очень нравится. А моя хаски Метель снялась в 25 фильмах, кот Кузя — в 23 картинах. Четвероногих актеров балуют: подкармливают той пищей, которую они любят. Если бы они ели красную икру, я бы им давал. По окончании съемочного дня звери пируют всласть.

— Интересно, а хозяин должен присутствовать при съемке?

— Как правило, нет, во всяком случае, с собаками. Собака на площадке обязательно начинает искать хозяина. Отличался только Цезарь в фильме “Участок”, которому через три дня хозяин был до лампочки. Цезарю главное было поесть и какую-нибудь курицу “замочить”, а еще он очень любил засыпать в кадре.

— С какой породой собак было особенно трудно?

— Я не представлял, как работать с бладхаундом Цезарем. Это охотничья собака, гончая, которая должна идти по кровавому следу. На всякий случай параллельно готовили бордоского дога. Но как только я увидел Цезаря, сразу понял, что это будет только он. Правда, когда он начинал трясти ушами, все кричали: “Разбегайся!” Слюна разлеталась на пять метров. У Безрукова даже было три комплекта одежды.

— Как складываются отношения актеров с четвероногими партнерами?

— Олег Басилашвили мне сказал честно: “Вить, я собак не очень люблю. У меня своих нет, а когда я поздно возвращаюсь домой, вижу у подъезда стаю дворовых собак”. В фильме “Что сказал покойник?” партнером Басилашвили был дог, которого, по сюжету, актер не должен был любить. Но все прошло без эксцессов.

— У животных есть дублеры?

— Это просто необходимо. Любая собака может заболеть, повредить лапу. Мы даже не знаем, бывают ли у них мигрени, головные боли. А если собака влюблена? Кстати, бордоский дог, который должен был сниматься в “Участке”, сошел с дистанции. Накануне съемок пес проглотил мячик, и хозяину пришлось дать собаке касторки…