Кино Победы

"МК" вспомнил главные фильмы, появившиеся во время войны

9 мая вся страна будет праздновать 64 годовщину победы в Великой Отечественной войне. Победы, которой мы добились благодаря нечеловеческим усилиям всей страны. Героями в той войне были все: и те, кто укрывался в окопах от артобстрела, и те, кто в две смены работал на заводах. И даже те, кто, не смотря ни на что, снимал кино. То самое, которое вселяло веру в победу в наших солдат.



Какое-то время, когда студия находилась в эвакуации в Алма-Ате, на "Мосфильме" изготавливали настоящие боевые снаряды для знаменитых "Катюш". И все же главным оружием, выходившим из недр студии, оставалось кино. Высочайшей художественной и патриотической силы.

В первые же дни Великой Отечественной войны кино среагировало «Боевыми киносборниками» с участием самых популярных киногероев и любимых артистов. Эти сборники короткометражных фильмов создавались в Москве и Ленинграде, причем съемки часто прерывались бомбежками, а артисты совмещали работу на площадке с дежурствами в отрядах противовоздушной обороны.

Работа над знаменитым фильмом Ивана Пырьева "Свинарка и пастух" началась еще до войны. В Кабардино-Балкарии группа как раз закончила все натурные съемки, как по громкоговорителю объявили о нападении немецких войск на нашу границу. Актеры вместе с исполнителем главной роли Владимиром Зельдиным несколько суток добирались на поезде до Москвы. В вагонах не то что сидеть - стоять негде было. Пришлось Владимиру Михайловичу ютиться в тамбуре, причем, вместе с большой собакой, которая так же участвовала в съемках.

По возвращении в Москву никто и думать не мог о том, чтобы продолжать съемки. Поэтому Владимир Зельдин добровольно пришел в военкомат. Буквально за несколько дней до его отправления на фронт с "Мосфильма" пришла телеграмма - срочно вернуться и картину продолжить.

Центральную сцену фильма - встечу свинарки и пастуха снимали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, как раз когда Москву, осаждаемую фашисткими войсками, забрасывали снарядами вражеские бомбардировщики. Воздушная тревога прерывала съемки чуть ли не каждый час, заставляя группу укрываться от бомб в подвалах съемочных павильонов.



Когда картина была завершена, состоялся закрытый показ на "Мосфильме". Никто из присутсвовавших не знал, как относиться к такому жизнерадостному фильму в то время, как вся страна сражается на тяжелейшей войне. Но вскоре пришла новость - Сталину "Свинарка и пастух" понравилась. Картину показали по всему Советскому Союзу с целью поднять боевой дух населения. По счастливому обстоятельству, дата начала всесоюзного проката совпала с моментом перехода советской армии в нападение.

Перед самой отправкой на фронт в 1942 году закончил свой сценарий к фильму «Два бойца» драматург Евгений Габрилович.

- Первый, кому я прочитал сценарий, - вспоминал Габрилович, - был мой пес Ингул. Сценарий показался мне разорванным, неровным.

А спустя год Габрилович услышал на фронте песню «Темная ночь»: ее пели везде – в землянках, окопах, медсанбатах. Фильм «Два бойца», где она прозвучала, любили чрезвычайно. Хотя картина эта о ленинградском фронте снимались в глубоком тылу, под ярким ташкентским солнцем, и сцены боев выглядели весьма условно. Положение спасали кадры кинохроники, смонтированные с игровыми эпизодами.

Зато картину режиссера Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка» (1944) о ленинградской блокаде создавали на месте действия, сразу после снятия блокады. Чтобы попасть на съемки, исполнительнице одной из главных ролей 4-летней Наташе Защипиной и ее маме, пришлось пересечь линию фронта.

- Ехали в Ленинград на поезде, - вспоминает Наталья Защипина. - Перед нами разбомбили состав, разрушилась дорога, нас пересадили на грузовики, и мы под бомбежкой пробирались по Дороге жизни – по Ладожскому озеру.

В Ленинграде война чувствовалась гораздо сильнее, чем в Москве. Съемки фильма шли под артобстрелами, но страшный блокадный голод уже отступил. Наташина мама даже обменяла хлебные карточки на шубку для дочери.

- А когда сняли блокаду, недалеко от «Астории» появилась первая цистерна с пивом, - рассказывает актриса. - Наш киносъемочный грузовик останавливался возле этой цистерны, и все пили пиво.

Особая боевая биография сложилась у звезды советского кино, любимицы Сталина - актрисы Любови Орловой. Когда немцы рвались к Москве, она вместе с коллегами отправилась в эвакуацию. О том, что творилось в те дни в столице, Любовь Петровна написала в юмористических стишках:

Прикатили на вокзал и пошли в перронный зал.

Нас как будто оглушило: все вокруг стонало, выло.

Рой киношников жужжал, гвалт неслыханный стоял.

Все поэты тут собрались и от страха обмарались.

Вот посадка началась, и толпа вся понеслась.

Впереди бегут, как кони, прямо к спальному вагону,

Леня, Моня, Шоня, Оня, хоть имеют они броню.



- В нашем вагоне совершенным чудом была Орлова, - вспоминала о дороге в эвакуацию сотрудница «Мосфильма», - Она была нашим бригадиром, когда мы мыли заляпанные окна вагонов. Она надевала шляпку и туфли на высоченных каблуках и с Михаилом Зощенко под ручку на узловых станциях ходила добывать нам еду и уголь для паровоза.

Однако Любовь Орлова не стала отсиживаться в тылу. Почти всю войну она выступала в концертных бригадах на всех фронтах. Как-то, фотографируясь с бойцами на память, едва не погибла от взрыва снаряда. Спасший ее офицер потерял ногу. Звезда экрана оканчивала войну, имея специальный допуск в Берлин, рекомендованная командованием как «полковник административной службы, которому следует оказывать всяческое содействие».

За год до Победы, на «Мосфильме» снималась картина вернувшегося с фронта Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны», с точностью предсказавшая, как будет выглядеть окончание Великой Отчественной. Многие сцены, как и финальный эпизод - с салютом над стенами Кремля - снимали в павильоне, в декорациях. Часть натурных кадров – в только что освобожденной от немцев Истре.

- В студии было четыре градуса, вода холодная, - вспоминает исполнительница главной роли Марина Ладынина. - И когда актеров обливали водой, делая дождь, нам давали добавочные костюмы, для дублей. Евгений Самойлов (сыгравший в фильме главную мужскую роль – Авт.) снимался в снегу, в мороз. Были невероятно сложные условия, и никто никогда не жаловался. Бронепоезд, который встречают герои, был настоящий, самолет был настоящий. И девушки-зенитчицы, вместе с нами, актрисами, снимались настоящие. Это же было, черт возьми! И все это побеждало.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру