Николай Бурляев: в Сербии я испытал подъем душевных сил

Народный артист России представил в Белграде фильм о себе и своем кинофоруме «Золотой Витязь»

Президент Международного кинофорума «Золотой Витязь» Николай Бурляев провел творческий вечер в Сербской столице, поделившись со зрителями громадьем творческих планов, рассказом о своих казачьих корнях и идеями духовного возрождения славян.

Народный артист России представил в Белграде фильм о себе и своем кинофоруме «Золотой Витязь»
Николай Бурляев и Йован Маркович

Не многие коллеги по актерскому цеху смогли бы посоревноваться с Николаем Бурляевым за негласное право называться «наше всё» в кинематографе. Ведь на счету артиста роли Тютчева и Гоголя, Лермонтова и Николая Второго, булгаковского Иешуа. Не говоря уже о том, у каких режиссеров посчастливилось ему сниматься, и кто был партнерами на съемочной площадке. Одно лишь перечисление знакомых имен заняло бы добрых полстраницы. Стоит ли удивляться, что рассуждениям Николая Петровича всегда присущ размах, а документальный фильм белорусских кинематографистов, посвященный лично Бурляеву и его детищу – Международному кинофоруму «Золотой Витязь» - народный артист презентовал без лишнего смущения и предупредил возможную иронию замечанием:

- Фильм называется скромно: «Золотой витязь. Николай Бурляев», - подчеркнув при этом, что в середине названия имеется точка. Иначе бы, действительно, вышло как-то чересчур.

Кстати, в Сербии Бурляева знают не столько по киноработам, сколько как раз по деятельности МКФ. Республика стала особенным местом в географии перемещений странствующего «Витязя». Именно в Сербии в уже далеком 1993 году состоялся второй кинофорум, на который под крылом Бурляева приехали более пятидесяти деятелей культуры бывшего СССР, желавшие выразить поддержку братскому народу. Двенадцать двадцатикилограммовых статуэток-витязей и неподъемные бабины с кинопленками Бурляеву и его коллеге пришлось тогда тащить на себе через границу. И, несмотря на то, что война в бывшей Югославии была уже в разгаре, кинофорум успешно прошел в сербском Нови Саде, после чего «витязи» не раз возвращались на Балканы.

Вспомнил Николай Бурляев и о том, как произносил пламенные речи перед белградцами в 99-ом на мосту через реку Саву, где собирались жители столицы, протестовавшие против натовской агрессии. О том, как текущая в жилах казацкая кровь позволила оставаться спокойным под налетами авиации. По признанию народного артиста, именно в те дни в Сербии он испытал подъем душевных сил, которого не ощущал больше никогда в жизни.

С тех пор у основателя «Золотого Витязя» немало друзей в республике. Около тридцати сербов получили за время существования МКФ его награды в различных областях. А вице-президентом кинофорума стал режиссер из Сербии Йован Маркович, который в эти дни занят отбором сербских фильмов о первой мировой войне для показа в рамках ближайшего «Золотого Витязя» в Томске. Одним словом, сербская страница летописи «Витязя» начата давно и еще до конца не написана.

В рамках творческого вечера народный артист рассказал о желании снять фильм про преподобного Сергия Радонежского (с собой, очевидно, в главной роли), посетовал на отсутствие в России стратегии развития культуры и выразил надежду на то, что герои балканских фильмов, наконец, перестанут материться.

И хотя рядовым жителям страны, увы, не говорят о многом имена и названия, которые упоминал со сцены Бурляев, они искренне симпатизируют русскому режиссеру, который вот уже два десятка лет привозит им фильмы. И, возможно, кто-то из гостей творческого вечера совершенно искренне написал бы название представленного фильма без всяких знаков препинания: просто «Золотой витязь Николай Бурляев». На Балканах излишняя скромность достоинством не является. Говорить о своих заслугах и планах, считают здесь, нужно громко и с достоинством. Иначе голос затеряется в толпе. И «нашим всем» станет кто-то другой. Будет ли от этого лучше?

Светлана ИВАНОВА, Белград.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру