Гринуэй готовит атомные взрывы в Москве

Знаменитый англичанин будет снимать фильм о Сергее Эйзенштейне

14.04.2014 в 17:36, просмотров: 2721

Перед тем как открыть в Манеже выставку, посвященную русскому авангарду, «великий и ужасный» британский кинорежиссер Питер Гринуэй, снявший знаменитые фильмы «Контракт рисовальщика», «Повар, Вор, его Жена и ее Любовник», рассказал нам, что работает над картиной о Сергее Эйзенштейне и готовится к новой. Он также представил в московском кинотеатре «Иллюзион» 17-минутный фильм-предупреждение «Взрывы атомных бомб на планете Земля».

Гринуэй готовит атомные взрывы в Москве
фото: Светлана Хохрякова

«Я - большой поклонник вашего гениального кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, - рассказывает Гринуэй, - Сейчас я заканчиваю съемки фильма о его визите в 1929 году в Мексику. Должен с прискорбием сообщить, что кинематограф подходит к своей завершающей фазе. Он близок к смерти. Так что самое время отметить одного из его пионеров Сергея Эйзенштейна. Есть планы снять и второй фильм про него. В 1929 году Эйзенштейн совершил большое путешествие из России в Европу и Америку, добрался до Мексики. А в 1929 году оказался в Швейцарии. Именно там мы и договорились с вашим Госфильмофондом о совместной работе над новой картиной об Эйзенштейне. Если бы он был жив, то наверняка работал бы в 3 D, использовал бы самые современные технологии и стал приверженцем Майкрософт».

Показ в «Иллюзионе»был организован Госфильмофондом России и Музеем Леонардо да Винчи в швейцарском городе Локарно. Питер Гринуэй привез в Москву синопсис будущего фильма, к постановке которого он приступит в конце 2014- начале 2015 годов. Рассматриваются варианты: фильм может быть игровым или документальным. Есть у Гринуэя и намерение поставить в России пьесу «Дети урана», над которой он сейчас работает.

Десять лет назад в Москве состоялась премьера его фильма «Чемоданы Тульса Люпера», в производстве которого участвовала и Россия, вложив определенную сумму денег. А снимались в нем наши актеры во главе с Ренатой Литвиновой. «Чемоданы...» получили удостоверение национального фильма. Уже тогда Гринуэй говорил, что эта картина - его прощание с кинематографом. Фильм был полиэкранным. В рамочках появлялись головы экспертов, которые комментировали ход событий. А чемоданов было 92, что соответствовало порядковому номеру урана в таблице Менделеева. Каждый кадр - маленький шедевр, достойный места в музее. И вот спустя десятилетие нечто подобное мы увидим в выставочном пространстве на 20 небольших киноэкранах.

Гринуэй увлечен Эйзенштейном и его незаконченным фильмом о Мексике. Отснятый материал еще в 30-е годы был продан студии «Парамаунт». И только к 100-летию Эйзенштейна Госфильмофонду удалось обменять негативы Эйзенштейна на другие раритеты. В 1998 году к 100-летию Эйзенштейна киновед Олег Ковалов представил свою версию фильма Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!» - фантазию на тему, каким бы мог быть фильм, если бы Эйзенштейн его закончил. И вот теперь за дело взялся сам Гринуэй, к которому мы и обратились с распросами.

- Вы уже не раз предрекали смерть кинематографу, в том числе и во время предыдущих визитов в Москву...

- И я не отказываюсь от своих слов. Путь кино к смерти начался в сентябре 1983 года, когда появился дистанционный пульт управления телевизором. Почему, спрашивается, человек должен сидеть в темноте и смотреть на освещенный четырехугольник экрана? Нужно ли ему столь жестокое самоограничение? Это в конце концов антигуманно. Но не переживайте, скоро кинотеатры исчезнут. Мир изменился, и нашим богом стал мобильный телефон. А кино- уже не удел избранных. Наши предшественники не боялись экспериментировать. И мы должны смело идти вперед. В наших руках - новая техника, позволяющая выйти за пределы возможного. У вашей страны был великолепный шанс еще в 1989 году начать все с начала. Призываю вас – не возвращайтесь назад. Это тупик. Нельзя загубить все то хорошее, что было раньше.

В фильме «Взрывы атомных бомб на планете Земля», который представил нам Гринуэй, на 25 экранах показаны кадры взрывов во время ядерных испытаний за период с 1945 по 1996 годы. Всего зарегистрирован 2 201 атомный взрыв в Хиросиме и Нагасаки, Франции, Китае и России. Гринуэй поясняет: «Меня поразила цифра - 2 тысячи взрывов, причем до 1995 года, когда начались переговоры по сокращению ядерного вооружения. Мы запротоколировали их мощность, страну, где они произведены. Началось все с американских бомб в Японии, затем последовали русские. Постепенно к клубу обладателей атомного оружия присоединились Англия, Франция, Израиль. Число этих стран растет. Готовясь к картине, мы тщательно собирали материал. Меня удивило то, как его много. С первыми взрывами все обстоит проще. Они тщательно задокументированы, поскольку страны, обладающие атомным оружием, старались демонстрировать свою силу как можно шире. В этом был элемент запугивания. А после 1995 года испытания проводились в обстановке секретности, так что мы уже не можем отследить точное их количество.

- Для чего сделан этот фильм? Вы верите в то, что способны остановить человечество у какой-то опасной черты?

- Верю. Но требуется постоянное напоминание о том, что эта страшная проблема существует. Есть такая тенденция считать, что она осталась где-то в прошлом веке, а теперь мы перешли на новую ступень, когда человечество более ответственно подходит ко всем вопросам. Но задача каждого художника и человека - помнить самому и постоянно напоминать другим, что проблема никуда не ушла, она существует. Любой день может обернуться для всех нас кошмарной трагедией. Поэтому все должны помнить о грозящей угрозе, делать все от нас зависящее, чтобы трагедии, связанные с применением ядерного оружия, не повторились. Нельзя расслабляться.

- Вам уже мало одного экрана?

- Сегодня он не сможет передать всю многополярность мира. Экранов должно быть много - убедительных, ярких. В моем маленьком фильме их 25. Форма показа становится в наши дни определяющей. От того, как мы представляем материал, многое зависит. Форма позволяет иначе увидеть даже что-то знакомое.