— С чем связано такое долгое молчание?
— В какой-то момент у нас стали слишком часто спрашивать: “Где новый альбом?” — люди стали его требовать. А альбома нет, нет его внутри. Мне просто не хотелось писать песни. Это был своеобразный творческий кризис, который сказался только на вокальной составляющей нашего творчества. Музыки мы написали очень много и всякой разной: для театра, кино, сериалов, выставок, экспозиций. А песни не писались, но мы ничуть из-за этого не переживали, ждали того момента, когда внутри что-то прорвется. При этом постоянно гастролировали. Кстати, мы обнаружили, что, когда вставляешь новые песни на концертах, люди внимательно слушают, но все равно требуют старых. Не так уж сильно им и нужна была эта новая пластинка.
— Как вы почувствовали, что период молчания прошел?
— На одной из репетиций вдруг — раз — появилось словесное составляющее, потом еще, и так одно за другое стало цепляться само собой. Все эти годы что-то накапливалось где-то там, внутри. И в нужный момент, когда прошли условные 9 месяцев, ребенок появился на свет.
— Альбом называется “Журнал живого” — это прямая отсылка на “Живой журнал”?
— Пластинка автобиографическая, считайте, что это мой блог. Она и построена особенным образом: в ней огромное количество интертекста, гиперссылок, мы часто цитируем самих себя. Внимательные слушатели, которые знают нас давно, эти ссылки совершенно точно опознают. Это как интернет-страничка с кучей активных строчек.
— А настоящий блог у вас есть?
— Нет. Я предпочитаю от людей скрываться, нежели обнажаться. Я достаточно обнажился во всех своих пластинках, в особенности в последней. В этом альбоме есть откровения вплоть до эксгибиционизма.
— Вы как рок-группа наверняка чем-то недовольны в окружающей действительности. “Оппозиционируете” власти?
— Нам не нравится, что совок вернулся. Включите телевизор и посмотрите, чьи юбилеи празднуются. Как было 30 лет назад, так до сих пор и есть. Ретроканалы — это вся наша отечественная массовая культура, которая строится на ностальгии, тоске по крепкой, спокойной жизни с маленьким кусочком колбасы. Даже говорить об этом скучно. Нам не хочется участвовать в том, что мы видим вокруг, я имею в виду политические и музыкальные тенденции. Мы занимаемся своим делом и находимся немножко в стороне, идем своим путем. Мы всегда имели и будем иметь свой взгляд на происходящие события.
— В интернет-сообществе вашей группы опубликована цитата, в которой говорится, что Tequilajazzz — самая западная наша группа. Вы согласны с этим?
— Масса народу играют более западную музыку. Мы всегда старались делать так, чтобы наша музыка адекватно воспринималась и без текста людьми, которые не знают русского. Не раз сталкивались с тем, что французы, немцы, англичане, скандинавы, не зная ни слова, понимали, о чем песня. Мы пытаемся бережно относиться к русскому слову, если уж поем по-русски, и определенную планку не опускать. Не всегда это удается, но — совершенно без пафоса — чувствую ответственность за русское слово.
— Как вы поддерживаете свой уровень языка?
— Не могу сказать, что много читаю, времени не хватает. Сейчас огромное количество и музыки, и литературы. Трудно понять, где графоман хорошо пишет, а где действительно стоящая литература. Много имитаторов: один пишет под Набокова, другой под Распутина, под Сорокина и так далее. Сейчас период тотальной имитации — что в музыке, что в литературе. Поэтому не очень хорошо разбираюсь в современной литературе, чаще обращаюсь к классикам. Не стесняюсь ее почитывать, правда, иногда на меня смотрят как на идиота: прошлым летом ездил на дачу к детям с томиком “Евгения Онегина”. Забавно смотрелось — в автобусе, который набит дачниками с рассадой и подростками с пивом, человек читает “Онегина” и дико ржет всю дорогу. Потому что действительно смешная книжка. Набоков меня сопровождает с того момента, как стал доступен. Читаю Гоголя, Борхеса, Воннегута...
— Среди молодежи недавно вошла в моду штука под названием инди-рок.
— Инди-рок — это то, чем мы занимались всю жизнь. Просто приставка “инди” в британских чартах всегда указывала на самые интересные вещи.
— У нас это слово уже приобрело иное значение, появились группы с жанром инди.
— Но отличить эти группы друг от друга невозможно. Многие играют инди, потому что они не могут играть лучше. Из-за этого и развелось огромное количество инди-групп. Но это лучше, чем все играли бы под Scorpions, хотя у них и не получилось бы. Раньше для меня слово “инди” было гарантией если не качества, то интересной музыки — независимой, грязной, криво сыгранной, но настоящей, свежей, избавленной от всех этих продюсерских веяний. Важно помнить, что инди — это не жанр, это просто признак того, что группа выпускает свою пластинку на независимом лейбле.
— Есть группы, которые гордятся тем, что никогда не играли на корпоративах.
— Мы два раза играли: однажды на персональной фотовыставке Ренаты Литвиновой и еще один раз сыграли закрытый концерт, на который не продавались билеты. Мы — группа грустная, под нас особо под водку с селедкой не попляшешь, поэтому не зовут. А когда зовут, мы заламываем дикие деньги, и после этого нас точно не зовут.
— Недавно “Алиса” и Константин Кинчев соорудили трибьют на творчество Рикошета. Вам как музыканту, игравшему с Рикошетом еще в “Объекте насмешек”, не было предложено участие?
— Мы не участвовали. Сначала Костя предложил нам записывать этот трибьют — и мы согласились. Но потом Костя дал нам набор песен, из которых мы не смогли ничего сделать, это поздние рикошетовские песни — и они мне просто не нравятся. Я был с Рикошетом с самого начала и знаю, что у него есть песни в тысячу раз лучше. Но Костя взял то, что Рикошет выбрал сам из своего творчества после “Объекта насмешек”. Мы не могли себе представить, как будем это играть.
После прослушивания альбома, ради которого музыканты шли на такие жертвы, "МК" убедился, что несмотря на длительный перерыв, музыка Tequilajazzz все также самобытна и остается похожей только на музыку Tequilajazzz. Поэтому желаем Евгению и его веселой команде навсегда забыть о кризисах, какого бы порядка они ни были.