Снятые Юрием Любимовым спектакли могут вернуться в театр на Таганке

Об этом было заявлено на открытии сезона

05.09.2013 в 15:30, просмотров: 2967

…В четверг, как ни в чем не бывало, легендарная, но оскудевшая на харизматиков Таганка, открыла свой юбилейный, 50-й сезон. Собственно, прессу, собравшуюся за несколько часов до премьеры по Евтушенко (в постановке Смехова) интересовал только один вопрос: быть ли Таганке в принципе или нет, учитывая полное снятие любимовских спектаклей с репертуара.

Снятые Юрием Любимовым спектакли могут вернуться в театр на Таганке
фото: Кирилл Искольдский
Юрий Любимов

— Хочу всех поздравить с открытием сезона, — начал директор театра Владимир Флейшер, — предстоит сделать многое. Ведь у нас есть незабываемое прошлое и… неизвестное любопытное будущее. Но чтобы не случилось завтра испортить наш театр уже не получится. Хотя и повторить любимовскую историю нельзя.

Кроме Флейшера на кворум собралась вся новая режиссерская команда и каждый особо отмечал, что Таганка ищет новую форму и пока у нее нет художественного управления: «Мы сами себе руководители. Вот два дня назад был выбран новый худсовет. Флейшер лично принял ответственность пригласить Волкострелова».

Итак, в этом сезоне ожидается шесть премьер. Скажем, Игорь Коняев поставит «Голос отца» по Платонову. Далее состоится аналитический проект — целая серия спектаклей о Таганке, для чего режиссер Волкострелов поведал об идее спектакля «Голос зала», построенном на отзывах зрителей — каким мы с вами видим этот театр, как раньше он менял нашу жизнь. При этом художник Перетрухина из новой команды радикально заявила о правах на историю, как важнейшего вопроса жизни. «И меня интересует, может ли Любимов — фигура явно тоталитарная — взять и снимать спектакли, не учитывая на них права зрителей — тех девочек, которые перелезали через крышу, чтобы попасть в театр». А режиссер Семен Александровский ближайшие полгода будет рефлексировать по поводу истории легендарного спектакля «Добрый человек из Сезуана». Этакое мультимедийное исследование первого и самого знаменитого спектакля Таганки.

Далее готовится проект, посвященный войне 1812 года. Он так и называется «Гроза 1812». Еще из любопытного — политическая история о Сноудене «Шереметьево-3», написанная Дмитрием Быковым (кстати, пьесу он сдаст со дня на день).

Слово берет и старейший артист театра Феликс Антипов (всего в труппе 72 человека): «Самое приятное в нынешней ситуации то, что есть возможность начать новую современную энергичную жизнь. Ведь большинство труппы — молодежь, ей и карты в руки».

— Да, Юрий Петрович занял пока неопределенную позицию для всех нас, но я почти 50 лет работаю в этом театре — могу я в конце концов сделать себе праздник? Я считаю, мы это право имеем.

— Да, любимовская атмосфера с уходом Юрия Петровича постепенно выветривается, — замечает артист Дмитрий Высоцкий. — Прежде у нас был царь, а сейчас, возможно, мы вступаем в демократический период. Я не знаю, что будет дальше, но очень хочется, чтобы любимовское дело не погибло.

Что до репертуарных спектаклей, то после снятия любимовских их осталось немного. Но если документальные постановки об истории Таганки станут удачными, они также войдут в репертуар.

— А есть ли надежда, что спектакли Любимова вернутся?

— Сейчас идут переговоры, как с Юрием Петровичем, так и с РАО, — говорит директор Флейшер. — Я очень хочу верить, что наш октябрьский репертуар вас приятно поразит.

Пресс-конференцию быстро свернули из-за словесной дуэли между представителем театра и экстравагантным режиссером Валерием Сторчаком, заявившим, что приглашение команды Волкострелова на Таганку — это всего лишь распил бюджета на юбилей. На что Флейшер заметил, что «на сей день никаких средств театр на Таганке на юбилей пока не получал. Но надеюсь, деньги поступят. Но даже если не получим, юбилей все равно проведем на высоком уровне».