Москва—Казань — соединение регионов

ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ (ВСМ) МОСКВА—КАЗАНЬ — ПРОЕКТ ПИЛОТНОГО УЧАСТКА ВСМ-2 МОСКВА—ЕКАТЕРИНБУРГ, согласно которому выделенная высокоскоростная железнодорожная магистраль пройдет по территории шести регионов

25.09.2013 в 13:53, просмотров: 6871

В границах Московской области строительство высокоскоростной линии от Москвы до Казани, проект которой президент Владимир Путин назвал одним из наиболее приоритетных для страны, пройдет через городские округа Балашиха, Железнодорожный, Электросталь, Реутов, Ногинский, Орехово-Зуевский и Павлово-Посадский районы.

Москва—Казань — соединение регионов
фото: Наталия Губернаторова
Так выглядит самый быстрый поезд в мире, который ходит в Китае.

Если в масштабах всей страны ВСМ Москва—Казань заложит инновационную базу для дальнейшей модернизации транспортной системы всей Российской Федерации, то не менее важно строительство магистрали и для Подмосковья. И это не только доступность и улучшение качества услуг транспортного комплекса. Проект ВСМ-2 Москва—Казань— Екатеринбург является мощным катализатором для развития территории в целом, способствует внедрению научно-технических достижений и современных технологий.

На этапе строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали потребуется большой приток персонала. И немалая часть потребуется для строительства участка ВСМ-2 по Московской области.

Новый проект даст импульс и развитию жилищного и дорожного строительства в Московской области. Планируется частичное или полное переустройство автомобильных и железных дорог в местах их пересечения с проектируемой высокоскоростной железнодорожной магистралью, а также строительство автодорожных и железнодорожных путепроводов.

Более того, проектируемая магистраль принесет экономические выгоды в виде дополнительных налоговых отчислений в региональный бюджет. Таким образом, ее строительство в немалой мере будет способствовать решению важнейших проблем социально-экономического характера в Московской области: инициирует рост деловой активности в целом ряде отраслей и развитие таких секторов экономики, как туризм, торговля, транспорт, строительство, а также финансовой сферы, повышая доходы и уровень жизни населения.

Строительная длина участка пути по Московской области составит около 85 км, из них 2,95 км — по территории Реутова, в жизни которого железная дорога играет очень важную роль.

Ровно сто лет назад, в 1913 году, когда через Реутов прокладывалась железнодорожная линия до Балашихи, была построена станция Реутово, сохранившая это название до наших дней. Город и сегодня состоит из двух частей  — северной и южной, разделенных Горьковским направлением Курского вокзала Московской железной дороги, а в районе проспекта Мира рядом с Горьковским шоссе находится платформа Стройка, откуда железнодорожный путь и «убегает» на Балашиху.

Как город, находящийся ближе 100 км к столице, Реутов входит в число территорий Лесопаркового защитного пояса Москвы, и, естественно, развертывание такого масштабного строительства обязательно требует, говоря официальным языком, ОВОС — оценки воздействия на окружающую среду, обоснования инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань—Екатеринбург (ВСМ-2).

Чтобы обсудить уже имеющиеся материалы по этому вопросу, как того требуют Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе», в Молодежном культурно-досуговом центре Реутова прошли общественные слушания.

Обсудить предстояло целый ряд важнейших вопросов: оценка воздействия строительства и эксплуатации ВСМ на окружающую среду; выявление вопросов, вызывающих обеспокоенность населения и учет требований и предложений администрации и жителей города Реутова; природоохранные мероприятия по снижению воздействия неблагоприятных факторов.

Хотя информация о предстоящем мероприятии была размещена в местных и областных печатных и электронных СМИ, на сайте городского округа Реутов, число зарегистрированных в этот день жителей было невелико. Но материалы по теме были доступны для горожан в общественной приемной, куда в основном и поступали опросные листы с комментариями, предложениями и вопросами. Выслушать же мнение народа собрались самые заинтересованные лица: представители администрации городского округа, заказчика — ОАО «Скоростные магистрали» — и проектных организаций, каждый из которых и довел до собравшихся информацию по своему направлению проекта. Можно было ознакомиться с уже подготовленной документацией, наглядными материалами, рекогносцировочными инженерно-экологическими изысканиями, посмотреть фильм по проекту (ВСМ-2) Москва—Казань—Екатеринбург».

фото: Михаил Ковалев
Это пока самый быстрый поезд в России.

— Какие же вопросы волнуют жителей более всего именно сейчас, на стадии проектирования, и насколько по-деловому, конкретно учитывается общественное мнение? — эти вопросы мы задали председателю слушаний, заместителю руководителя администрации города Реутов Владимиру Покамину.

— Горожан, конечно, волнует, как сложится ситуация на разных стадиях реализации проекта и во время эксплуатации ВСМ-2, какое может быть воздействие на окружающую среду — это выбросы загрязняющих веществ и шум, кто будет ответственным за компенсаторные мероприятия, — рассказал Владимир Михайлович. — На поступившие от горожан вопросы даны были конкретные ответы. Например, был вопрос: предусмотрено ли строительство подземных пешеходных переходов в районах улиц Комсомольская—Октября, улиц Железнодорожная—Октября? Ответ был: да, строительство пешеходных переходов в указанных районах предусмотрено в разделе ИССО обоснования инвестиций в строительство ВСМ-2 (Москва—Казань—Екатеринбург).

Волновал вопрос: что предусмотрено для устранения шумового загрязнения жилой застройки? Ответ: тем же документом предусмотрено устройство шумозащитных экранов в зонах жилой застройки.

Поступило предложение: проектную документацию ВСМ-2 необходимо увязать с проектируемой автомобильной эстакадой на пересечении железной дороги Горьковского направления с проектируемой автодорогой восточнее 10А микрорайона. Проектная документация ВМС-2 будет указана с транспортной развязкой (эстакадой) проектируемой автодороги.

Интересным показалось участникам слушаний и такое предложение жителей города: взамен шумозащитных экранов рассмотреть возможность размещения на границе полосы отвода ВСМ-2 многоуровневых стоянок. Вопрос будет рассмотрен с учетом существующих проектных расчетов.

Была озвучена и серьезная для города проблема частичной компенсации изымаемых земельных участков (земля поселения) выделением незадействованных участков уже существующей полосы отвода железной дороги Горьковского направления в районе 10А микрорайона. Вопрос не был отклонен — рекомендовано администрации города Реутова обратиться к руководству ОАО «Скоростные магистрали».

— Каков же общий итог общественных слушаний? Как оценивается уровень воздействия на окружающую среду строительством ВСМ-2 и ее последующей эксплуатацией в границах вашего города?

— Во-первых, в предпроектной документации учтен передовой мировой, в том числе европейский опыт строительства и функционирования аналогичных сооружений и объектов инфраструктуры. Во-вторых, исходя из представленных материалов, можно сделать объективный вывод: уровень воздействия на окружающую среду оценивается как достаточный. При этом по итогам слушаний — и это внесено в протокол особым пунктом — заказчику рекомендовано при выполнении проектных решений обязательно учитывать предложения и замечания населения, общественных и экологических организаций, экспертов-экологов и о результатах экологического мониторинга регулярно информировать жителей через СМИ.

Справка

Пилотный проект ВСМ Москва–Казань, по мнению специалистов, позволит России совершить качественный рывок вперед и практически ликвидировать отставание в строительстве ВСМ от многих стран, уже давно их развивающих. Например, на сегодняшний день в Китае уже построено 6,4 тыс. км высокоскоростных магистралей; в Японии эксплуатируется 2,7 тыс. км; в Испании — 2,1 тыс. км, и почти столько же — во Франции; около 1 тыс. км — в Италии.

Как неоднократно подчеркивал Владимир Путин, для строительства ВСМ будут привлекаться средства широкого круга инвесторов на возвратной основе. То есть для последних это возможность надежных капиталовложений в инфраструктурные проекты. При этом государству, по оценке главы РЖД Владимира Якунина, в предполагаемые проекты придется вложить около 650 млрд руб., плюс субсидии на этапе эксплуатации в объеме 315 млрд руб. Бюджетные доходы в свою очередь, за счет синергетического эффекта, составят порядка 5,3 трлн руб.

Цифры

82% РОССИЯН СЧИТАЮТ, ЧТО В СТРАНЕ НУЖНО СОЗДАВАТЬ СЕТЬ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ, СОГЛАСНО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА, ПРОВЕДЕННОГО ФОНДОМ «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ». При этом даже для дальней поездки 35% опрошенных выбрали бы высокоскоростной поезд, 30% предпочли бы обычный и лишь 24% — самолет.

770 км СОСТАВИТ ПРОТЯЖЕННОСТЬ ЛИНИИ МОСКВА—КАЗАНЬ.

2018 год ОБОЗНАЧЕН КАК СРОК ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПЕРВОЙ ВСМ.