Чайка по имени армия

Этой дороги нет на картах, все встречные говорят об этих местах противоречиво и с опаской

Доехать сюда можно только на своей машине по разбитой «Уралами» бетонке, ближайшая автобусная остановка — в пяти километрах через глухой, еле проходимый лес, а до электрички будут все десять. Когда-то здесь были засекреченные позиции зенитно-ракетной системы «С-25» войск ПВО. Точнее — одна из 56 воинских частей первого круга противовоздушной обороны Москвы, позывной — «Чайка». Сейчас — разруха и запустение: в 90-х часть расформировали, а пару лет назад сняли охрану с КПП. Последний оплот веры в могущество родимой армии — пять домов, живущих без тепла и связи с внешним миром.

Этой дороги нет на картах, все встречные говорят об этих местах противоречиво и с опаской
Из-за отсутствия воды фонтан уже 3 года не работает.

Вернее, так: тепло у них есть. Свое. Бывшая армейская котельная усилиями местных работает на оставшемся еще с советских времен угле. Стоящая рядом водонапорная башня — на электричестве от соседнего действующего дивизиона. Когда зимой электричество отключают, трубы промерзают в момент. Отогревают дизель-генератором с помощью все тех же военных. Они же помогают расчистить дорогу: к старенькому «Уралу» приварили два стальных угла — получилось что-то вроде грейдера.

Когда-то эта часть стояла на боевом дежурстве, охраняя воздушные подступы к столице. В 1954 году, во исполнение указа Иосифа Сталина, вокруг Москвы замкнули два бетонных кольца — на расстоянии 50 и 90 километров от города. Расположенные по контуру этих колец 56 зенитно-ракетных комплексов осуществляли круглосуточное сканирование неба вокруг Москвы. В случае нападения вся эта система могла отразить одновременный налет одной тысячи самолетов противника. По прошествии более полувека позиции «С-25» стали не нужны: техника ушла далеко вперед, и столь больших площадей для защиты Москвы уже не требуется. Военные же, расквартированные по городкам некогда действовавших частей, остаются жить там, куда их определила Родина.

— Двадцать шесть лет здесь живу. Отец служил.

— Не планируют расселять вас, не знаете?

— Предлагали деньгами — 14 тысяч долларов. Только на эти деньги даже «однушку» в Раменском не купить, а у меня двое детей…

Детей здесь много. Заброшенные штабы и столовые для них — настоящий рай: можно и полазать, и всякую электронику поразбирать, и в «казаки-разбойники» вдоволь наиграться. Для старшего поколения — все наоборот: в свои-то дома заходят с опаской, а уж в нежилых крыша вообще на последнем издыхании держится.

В свои-то дома заходят с опаской, а уж в нежилых крыша вообще на последнем издыхании держится.

Городок «Чайка» пока еще находится на довольствии у Минобороны. Среди десятка заброшенных строений — пять двухэтажных домов. Живут 300 человек. Кто-то служит в соседней части, кто-то уже давно в отставке, воспитывает внуков, а кто-то и вовсе попал сюда случайно. Обстановка — как в деревне: все знают всех, во дворе теплица, за домом — скот. Мобильный не ловит, о стационарном телефоне с Интернетом и говорить нечего. Находится все это возле поселка Литвиново Раменского района.

— Самое гадкое для нас — это то, что нет магазина, — рассказывают местные. — В школы и детские сады детей на машинах возим, сами тоже кое-как добираемся. А вот вечером за хлебом — минимум час: либо в Раменское через лес, либо в Фенино на машине. Раньше был магазин, но лет пять назад Минобороны запретило торговлю в частях. Наш в здании «губы» был, а за воротами кто нам новый строить будет? Не нужны мы никому…

Муниципалам такой городок — как козе пятая нога. На ремонт или расселение денег уйдет больше, чем весь годовой бюджет района. У Минобороны таких денег тоже нет.

— Здесь два вопроса, — комментирует замглавы Раменского района Борис Аубакиров, — компенсация затрат на восстановление всех систем ЖКХ и земельные отношения. Мы понимаем, что дома передадут — это нетрудно, но нужна земля, без земли там никакого ремонта провести нельзя. А как только передадут городок нам, нас изнасилуют все надзорные органы, потому что там нет практически ничего: котельная угольная, капитальный ремонт не делался в домах лет тридцать, очистных сооружений в городке просто не существует… Соответственно, нам придется очень сильно вкладываться. А без компенсации вкладывать нам попросту нечего. Как только эти два вопроса будут решены — можно городок принимать. Но инициировать процесс, естественно, должен собственник, то есть Минобороны.

По мнению Александра Кузмина, представителя управляющей компании ОАО «Славянка», отвечающего за городок «Чайка», «состояние домов удручающее». «В этом году планируем провести текущий ремонт кровель в двух домах, — рассказывает Кузмин, — есть договор с подрядчиком, есть все документы, но пока никак не могу добиться денег».

В Департаменте имущественных отношений Минобороны вопрос о передаче «Чайки» комментировать отказались, сославшись на невозможность найти его в списках ни по номеру городка, ни по номеру бывшей войсковой части.

Таких городков — еще 55 по периметрам бетонных колец. Найти их на снимках со спутника — дело нехитрое. Все стояли на боевом дежурстве — и все как на подбор: «елочка» ракетных позиций, радиолокатор и военный городок чуть в отдалении. Состояние разное: где-то — дачи и садовые товарищества, где-то — новые военные объекты, а где-то — разруха и запустение…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру