Реставраторы на задворках?

Сегодня вручается премия “Хранители наследия”

Сделать известными имена и заслуги людей, сохранивших национальные культурные ценности страны, — вот цель премии “Хранители наследия”. А еще — объяснить, что культура страны касается каждого. Один из номинантов премии — известный реставратор, искусствовед Владимир Сарабьянов. Почему культура России находится на задворках, номинант рассказал “МК”.
Сегодня вручается премия “Хранители наследия”

СПРАВКА "МК"

Владимир Сарабьянов — автор более сотни научных работ по истории древнерусского искусства и реставрации древнерусской живописи. Сарабьянов руководит реставрацией икон лучших музеев России (Исторический музей, Новгородский, Псковский, Тверской музеи, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева). Признанный знаток фресок и их лечащий врач, Сарабьянов восстанавливал фрески Феофана Грека в Великом Новгороде, Георгиевской церкви Старой Ладоги, возглавил комплексные реставрационные работы по древнерусским фрескам Пскова.


— Наша отрасль, к сожалению, как и в очень многих странах, находится на задворках, — говорит реставратор. Древность и то, что называется истоками культуры, — предмет, который многих интересует, но от него нет никакой финансовой отдачи. Реставрация требует довольно много вложений, а средства на нее выделяются по остаточному принципу.


Дело в том, что сейчас масса памятников в заброшенном, законсервированном состоянии. Например, в Великом Новгороде около десятка храмов, в которых не завершены реставрационные работы. А это значит, что храмы, в которых сохранились фрески XII—XIV веков, недоступны для людей.


— Таких памятников полторы сотни по всей России, — продолжает Сарабьянов. — Это очень мало для такой большой страны. И на самом деле государство богатое, позволяющее широкие жесты, должно обратиться к своим истокам и хранить редкие, немногие сохранившиеся памятники как зеницу ока.


Споры о таких памятниках разгорелись в ходе обсуждения готовящегося законопроекта о передаче церковных ценностей религиозным организациям. Владимир Сарабьянов, как и многие в художественном сообществе, выступил противником закона. Всего лишь 1% от общего количества храмов требует особого режима, уверен Сарабьянов. Только нужно это предусмотреть в законе. С иконами, которых тоже касается закон, ситуация сложнее.


— Икон в музеях много. Не думаю, что их нужно массово передавать церкви и использовать как объекты чисто религиозные. Иконы, сосредоточенные в музеях, — это древние памятники. Это не комплексные ансамбли, а единичные памятники. Но, думаю, было бы разумнее организовать их экспонирование в музеях так, чтобы они были доступны для совершения богослужебных актов. То есть можно было молебны около них совершать прямо в музее. Все-таки церковь на современном этапе не готова обеспечить все необходимые условия хранения икон.


Но пока чиновники и их оппоненты ушли на летние каникулы. Споры начнутся вновь осенью. А пока время собирать плоды многолетних трудов.


— Вы стали номинантом премии “Хранители наследия”. Что для вас это значит?


— Многое. Эта премия отражает процесс сохранения культурного наследия. Поэтому я польщен, и мне приятно, что наша область деятельности привлекает внимание общественности. Довольно редко такое бывает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру